Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Девиантология :: Хагуров Т.А. - Введение в современную девиантологию
<<-[Весь Текст]
Страница: из 141
 <<-
 
человеческих сил. Какой смысл в автомашинах, способных развивать скорость до 
пятисот километров в час, если на самых совершенных автострадах лимит скорости 
— двести?! Какой смысл в ракетопланах, способных летать с космической скоростью,
 но вынужденных ограничиваться земными скоростями самолетов?! Зачем нужна 
память для личных компьютеров, в тысячи раз превышающая то, что в них может 
надумать и наговорить человек за сто лет, думая и говоря все двадцать четыре 
часа в сутки?!
        Их противники настаивают на том, что избыточность технологии есть 
неизбежное следствие законов нашей экономики и необходимое условие прогресса. 
Вспомните, ведь и наш мозг сформировался как избыточный по своим
         
Глава П. Социализация и социальный контроль.	141
возможностям, но именно эта избыточность послужила условием возникновения 
человека как мыслящего существа! Если технический прогресс заранее ограничивать 
какими-то факторами, он прекратится вообще. Наступит застой, а вслед за ним — 
деградация.
         Я в этом споре не отдаю предпочтения никому. Но должен признаться, что 
чрезмерность или избыточность технологии действует на меня унижающе. Я это 
ощущаю в отношениях со всеми многочисленными приборами, начиная от прибора для 
чистки зубов и кончая Ла. Я чувствую себя ничтожеством, насекомым, червяком в 
сравнении с ними.
         Мой Ла есть одно из таких устройств. Он способен накапливать в себе 
зрительно-звуковые сцены с участием своего оператора, воспроизводить их и 
создавать новые сцены в соответствии с заданием. Когда я попал в МЦ, эту часть 
способностей дублеров отключили, чтобы избежать злоупотреблений, которые тут 
стали частыми. По той же причине отключили возможность общения сотрудников с 
чужими дублерами.
         От прогресса интеллектуальной техники выгадало незначительное 
меньшинство. Большинство же оказалось обреченным на бессмысленное, 
роботообразное существование. Теперь любой в состоянии приобрести дешевое 
устройство, с помощью которого он может получить любую справку и решить любую 
проблему среднего интеллектуального уровня, на которую раньше требовалось 
длительное обучение и ум. Ничего не надо держать в памяти. Ничего не надо 
обдумывать. Все уже обдумано профессионалами. Не нужно годами учиться и 
тренировать ум. Проблема, можно ли создать искусственный интеллект, 
превосходящий человеческий, для большинства людей решилась путем их оглупления.
         Интеллектуальная техника вторглась в такие сферы, где она совершенно 
не нужна. Жизненно важные проблемы в этих сферах суть не математические и 
технические задачи. Тут речь идет о различных интересах участников каких-то 
операций, о борьбе между ними, о соотношении сил. Обычный человеческий ум тут 
более чем достаточен. Решающую роль тут играют желания и воля контрагентов, а 
не отыскание неких оптимальных вариантов. Использование интеллектуальной 
техники тут создает иллюзию важности ума, маскирует банальную суть дела и дает 
оправдание бесчестным поступкам. Серьезные исследователи давно установили, что 
в девяноста случаях из ста, когда
           
142 Глава П. Социализация и социальный контроль.
применяется сложнейшая интеллектуальная технология, без нее, в принципе, можно 
обойтись.
      Известны также многочисленные случаи, когда именно применение 
интеллектуальной техники есть препятствие решения проблем. Так, ни на каких 
компьютерах и ни с какими эмпирическими данными не выработаешь научное 
понимание общества. Тут нужен не компьютерный ум, представляющий собою 
гипертрофию лишь отдельных свойств человеческого интеллекта, причем самых 
простых, а ум совсем иного типа — ум творческий, широкий, многогранный, гибкий, 
диалектический. Компьютерное мышление убило живую ткань познания и творчества. 
В искусственный интеллект человечества загрузили огромную массу глупости, 
невежества, мракобесия. В понимании своего общества, своей жизни и самих себя 
мы оказались на уровне наших первобытных предков. (Источник: Зиновьев А. 
Глобальный человейник. - М.: - ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2000.С. 134-140.)
Вопросы для самопроверки:
1. Опишите многообразие необходимого для жизни знания. Какое место всистеме 
этого знания отведено нормам?
2. Что такое социальная компетентность? В чем она проявляется?
3. Что означает тезис о семантической организации повседневности?
4. Какое   направление  в  социологии  изучает  фоновую  семантическую  
инормативную организацию повседневности?
5. Что такое экспрессивный, содержательный и интенционалъный аспектынорм?
6. Что     такое      нормативные     универсалии?      С     каким      
аспектомнормативности они связаны?
1. Какие группы нормативных универсалий вы помните?
8. Что такое картина мира? какова ее роль в поддержании нормативногоконтекста?
9. Как  вы  считаете,   действительно ли  можно  отнести   контроль  
засексуальностью и агрессией к нормативным универсалиям? Если да, то в
8. 
Глава П. Социализация и социальный контроль.

143

чем, по вашему, проявляется опасность сексуальности и агрессивности,
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 141
 <<-