|
резкие изменения условий и способов коммуникации, в связи с чем психологи
начинают говорить об информационных психологических заболеваниях.
Возникла парадоксальная ситуация: темы «промывания мозгов»,
«зомбирования», «психологических войн», манипулирования сознанием через СМ К/С
МИ, вообще «информационно-психологических воздействий» давно и устойчиво
являются одними из самых популярных у широкой публики, политических и
общественных деятелей, представителей многочисленных псевдонаук, сомнительных
популяризаторов «от психологии», но только
134 Глава П. Социализация и социальный контроль.
последние два-три года были опубликованы действительно серьезные труды с
результатами подлинно научных экспериментов и с настоящими профессиональными
концепциями.
Способность человека к самодеструктивному поведению и погружению в
иллюзорные миры связана с отсутствием у него жесткой, генетически
предопределяемой программы жизнедеятельности и привязки к специфической
экологической нише. Эта исходная фундаментальная свобода человека позволила ему
вырваться из царства животных, но одновременно возложила тяжелейшую ношу
согласованного конструирования и поддержания особой экологической системы —
социума с его культурой и цивилизацией. Это, в свою очередь, создало настолько
сильную и тотальную психологическую зависимость людей друг от друга, что ею
сравнительно легко можно пользоваться как в конструктивных, так, к сожалению, и
в любых других целях. Начало индустриальной эксплуатации этих своеобразных
социоэкологических ресурсов примерно в середине прошлого столетия совпало и с
резким ростом в развитых странах тех групп, которые позднее получили
определение в качестве «деструктивных культов».
Проблема деструктивных культов, таким образом, заключается не только и
не столько в них самих, сколько в тех глобальных социально-психологических
процессах, индикаторами которых они являются, хотя и в патологической форме.
Современная многочисленность и массовость деструктивных культов связана с
возникновением очень широкого люфта в механизмах социализации и в правилах и
нормах «социального конструирования реальности» (от заголовка книги П. Бергера
и Т. Лукмана «Социальное конструирование реальности»). В силу этого задача
определения правил и норм социально-психологической экологии приобретает в
настоящее время характер не только проблемы академической или
узкопрофессиональной, но и проблемы национальной безопасности, а также
глобальной социальной проблемы.
Борьба за права человека позволила личности выбраться из-под тотального
диктата тех или иных социальных групп, появилась широкая возможность перехода
из группы в группу, смены не только рода занятий, но и самого образа жизни,
мировоззрения и ценностей, В результате обострилась конкуренция групп между
собой за привлечение в свои ряды новых приверженцев. Такая мобильность личности
создала благоприятную почву не только для
Глава П. Социализация и социальный контроль. 135
индивидуального развития, но и для попыток асоциальных личностей создавать
новые тоталитарные группы и движения, обслуживающие их патологические комплексы.
Это не только идеологическая или политическая проблема, это социоэкологическая
и психологическая проблема.
Феномен деструктивных культов выявляет, прежде всего, неразработанность
и незакрепленность ряда существенных правил социального взаимодействия.
Деструктивные культы предполагают не просто изменение некоторых правил, а
весьма существенное изменение самой сути и смысла наличной социальной
реальности. Тут возникают проблемы не только недостаточности средств правового,
административного или гражданского (негосударственного) регулирования, но и
дефицита теоретических концепций, терминологии, отсутствия согласованности
многих важных принципов научного анализа подобных явлений.
Если выражать эту проблему на языке социальной психологии и к тому же в
терминах, не получивших общепризнанного толкования, то деструктивные культы
демонстрируют попытку, используя плюрализм и толерантность современного
общества, навязать господство своей «реальности» посредством нарушения
множества основных писаных и неписаных правил человеческого общежития. При этом
они изначально отвергают все существующие возможности диалога, поскольку
исходят из постулата неразумности и невменяемости всего некультового мира.
«Социальная реальность» в данном контексте — это постоянное создание и
воссоздание человеком себя и всей системы социальности, которая и существует
только как непрерывный процесс взаимодействия людей по разделяемым ими правилам
и взаимно принятыми способами, в отличие от природной реальности самой по себе,
включающей человека только как биологическое существо с
при-родно-экологическими последствиями его деятельности.
В этом отношении в деятельности культов можно выделить два аспекта:
• манипулятивное перемещение человека без его осознанного согласия из«основной
реальности» в «культовую реальность». Это аспект прав человека,личности.
• деятельность, направленная на тотальное замещение «основной
реальности»«реальностью», основанной на культовой доктрине. Это аспект
социально-психологической экологии, прав социума.
•
136 Глава П. Социализация и социальный контроль.
При этом отнюдь не исключаются и иные формы насилия, они включаются в
гораздо более изощренную систему, в которой становятся непременным дополнением
|
|