|
и страховкой (в смысле «орудие страха») социально-психологических средств
агрессии.
Деструктивные культы обустраиваются именно в том аморфном поле, которое
создается отказом общества и государства от многих позиционных ограничений и
отсутствием сильной и организованной системы, гарантирующей соблюдение наиболее
важных принципов и правил социально-психологического взаимодействия.
Любой деструктивный культ вырастает на почве «основного общества»,
«основной реальности», педалируя и концентрируя вроде бы мелочные и привычные
грани повседневной реальности: стереотипы доверия, подчинения, взаимообмена,
иллюзии простых и быстрых решений, гипноз слов, титулов, иных знаков- Это
позволяет добиться того, что человек становится врагом самому себе при
соответствующей организации взаимодействия и воздействия окружающей его группы.
Как писал М. К. Мамардашвили, человек способен оставаться самим собой только
тогда, когда он постоянно преодолевает себя, превосходит (трансцендирует) себя,
в том числе наперекор обстоятельствам и влиянию других людей. При
организованном же чрезмерном социальном (групповом) давлении способность
человека к самостоятельному поведению подвергается неоправданной перегрузке.
Тот факт, что большинство людей относительно быстро покидают ряды культов,
свидетельствует прежде всего о том, что эти «дезертиры» пока могут находить
поддержку своего противостояния культам в «основном обществе» и в его здоровых
группах, а не о том, что они лично обладают такими сильными чертами характера.
При этом редко кто из них громко «хлопает дверью», большинство предпочитает
незаметно отстраняться от участия в культе.
Активной сферой противодействия деструктивным культам должно быть
образование и просвещение, все остальные институциональные формы социализации,
а также система коммуникации и информирования, т. е. СМК — средства массовой
коммуникации (телевидение, радио, Интернет, печать). Теоретическая и
практическая психология должны дать ясную и обоснованную систему критериев
деструктивности, разработать инструменты и технологии
Глава П. Социализация и социальный контроль. 137
профилактики, терапии и реабилитации культовой травмы, чему и посвящена данная
книга.
В заключение еще раз подчеркну, что социально-психологическая экология,
экология третьего тысячелетия, не сводится только к проблеме деструктивных
культов. Она значительно шире и включает весь спектр проявлений
психологического насилия и вреда, возникающего в результате информационных и
психологических воздействий. Особенно актуальным является регулирование СМК/СМИ
именно с точки зрения непосредственных и отдаленных психологических последствий
тех способов искажения и подачи информации, которые в них сегодня преобладают.
Не менее злободневно и просвещение граждан о разнообразных методах
манипулирования и контроля их сознания со стороны бизнеса, политических и
государственных деятелей и соответствующих организаций, а также вооружение
гражданского общества эффективными инструментами и технологиями для обеспечения
здоровой социально-психологической среды.
Евгений Волков, психолог, переводчик, доцент Нижегородского
университета. Февраль 2001 г., Нижний Новгород (Источник: Хассен С.
Освобождение от психологического насилия. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. с.
24-32)
А.Зиновьев в своем романе-антиутопии «Глобальный человейник» приводит
интересные рассуждения о границах мышления человека и компьютера, что напрямую
относится к нашей теме нормативного знания:
{...КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТОТАЛИТАРИЗМ
Начав профессионально изучать вторую половину XX века, я был буквально
раздавлен, узнав, какой объем информационных материалов печатался в странах
Запада на бумаге. Я думаю, что проблема дефицита бумаги и избытка бумажного
мусора была одним из важнейших стимулов развития современной информационной
техники.
Все последующее столетие происходил не только процесс изобретения,
усовершенствования и распространения информационных устройств (процесс развития
отрасли науки, техники и промышленности, занятой производством этих устройств),
но и стремительный процесс образования информационной индустрии, использующей
информационные устройства как орудия работы с информацией, — информационной
индустрии в собственном смысле этого слова. Здесь можно было наблюдать все те
явления, которые были очевидны и в других
138 Глава П. Социализация и социальный контроль.
сферах общества, а именно — образование огромного числа информационных
учреждений и предприятий всех возможных размеров и специализаций, их
децентрализацию и централизацию, их дробление и концентрацию, информационный
рынок и государственное регулирование. Но в этой мешанине различных потоков и
тенденций постепенно стало выкристаллизовываться доминирующее направление ~
образование иерархизированных и централизованных систем информационных
учреждений и предприятий, объединяющихся в сверхсистемы на уровне стран, блоков
стран, союзов из этих блоков. И теперь информационная система западных стран
приняла такой вид, что аналогичная система тоталитарных стран XX века,
производившая устрашающее воздействие на воображение западного либерального
обывателя, показалась бы примитивной.
Сейчас в одних только странах Западного Союза имеется более миллиарда
компьютеров всех сортов, не считая детских компьютерных игрушек. Это вовсе не
|
|