Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Девиантология :: Хагуров Т.А. - Введение в современную девиантологию
<<-[Весь Текст]
Страница: из 141
 <<-
 
      Поскольку, картина мира образует базу для существования всех видов норм, 
мы, учитывая роль языка в формировании картины мира, можем рассматривать его, 
как условие и способ существования норм. В языке содержится вся система 
значений, имеющая отношения к «нормальности» или «девиантности». Для нас 
непосредственный интерес представляют понятия отражающие представления о норме 
или отклонении. Помните, как у Маяковского: «Что такое хорошо и что такое 
плохо?». Кстати, в этой наивной детской книжке замечательным образом подмечена 
одна важнейшая деталь: поведение, регулируемое нормами («тыкать в книжку 
пальчик» или «заохав, убежать от вороны») должно включаться в смысловой 
континуум «хорошо/плохо». Фундаментальные категории, задающие основы картины 
мира и определяющие мышление и восприятие реальности - это категории Добра 
(хорошо) и Зла (плохо). Многие ученые, занимавшиеся проблемами
         
Глава П. Социализация и социальный контроль.	129
языка и мышления, подчеркивали дуалистичность последнего, как сущностную, 
специфическую черту. Практически к любому слову язык позволяет добавить 
приставку «не», создавая представлении о его антиподе. Почему так? - в рамках 
настоящего учебника не суть важно. В любом случае, можно констатировать с 
полной определенностью: НЕТ и НЕ БЫЛО культур и языков, не включавших 
фундаментальных представлений о добре и зле. Все сказанное нас выводит на 
важное, для девиантологического анализа заключение: любая нормативная система 
опирается на ценности, лежащие в основе картины мира. Самое сложное - это 
прояснить сущность, раскрыть содержание понятий «Добро» и «Зло». Решению этой 
сложной задачи посвящено немало объемных философских трактатов. Как

Ценности      (в
контексте
настоящего
употребления)
         базовые представления о добре  и зле, лежащие         в основании 
любой культуры.
говорится   в   известном   афоризме,   «никто  в  точности   не знает, что 
такое добро, но все понимают, что без него было
употребления)
бы    очень    плохо».     Указанная     сложность    требует     от
девиантолога хорошей философской подготовки. Это в первую очередь   относится   
к   необходимости   давать   экспертные
представления о добре  и зле, лежащие         в основании любой культуры.
заключения,  относительно  тех  или  иных   форм  поведения
людей. Серьезное изучение проблемы отклонений, требует формулировки оценочных 
суждений (как бы мы их не избегали), поскольку «нормально/ненормально», почти 
всегда (бывают исключения) означает «хорошо/плохо». Однако для целей общего 
научного анализа, достаточным будет знание того, что нормативный контекст 
опирается на контекст ценностный. Содержание ценностей (что именно хорошо или 
плохо), в общем -то, доступно. Доступ открывается через знание культуры и 
формируемое этой культурой представление о мире. Отдельный интерес представляет 
то, как и в какой форме нормы включаются в картину мира. Этот вопрос мы 
подробно рассмотрим в третьем параграфе. Сказанное нами о нормативной картине 
мира, в контексте ее связи с практикой может быть представлено схематично.

130 Глава П. Социализация и социальный контроль.

      Приведенная схема показывает (в упрощенной форме) как те или иные 
компоненты нормативного знания взаимодействуют с нормативной практикой. Схема 
обобщает идеи высказанные в параграфе, представляя нормативное знание в виде 
системы взаимодействующих идей и практик различной природы. Разумеется это - 
модель, т.е. - упрощение реальности, т.к. реальные взаимосвязи между 
компонентами системы крайне запутаны и трудно уловимы.
      Рассмотрев, как существуют нормы в человеческих обществах, двинемся 
дальше. Для изучения отклонений, очень интересным и важным является знание того,
 как нормы закрепляются в сознании носителя этих норм - человека. Но сначала 
подведем итоги.
Резюме:
• Нормы, окружающие нас со всех сторон представляют собой разновидность знания; 
владение этим знанием обеспечивает социальную компетентность.

Глава П. Социализация и социальный контроль.	131
• Компетентность проявляется в знании контекстов, формирующихфоновые     
ожидания,     относящиеся     к     сфере     «само-собой»разумеющегося.
• Любое   культурное     пространство   организовано  нормативно  исемантически 
     (смыслы     и     значения);      изучением      фоновойнормативной и 
семантической организации культуры занимаетсяэтнометодология.
• Хотя  нормы,   принятые   в различных  культурах различаются  всодержательном 
и экспрессивном аспектах, можно говорить оинтенционалъной нормативной 
универсальности.
• Интенционалъные универсалии представлены четырьмя группамирегуляторов:    1)  
 регуляторы    картины   мира,    2)   регуляторысубординации,     3)регуляторы 
    сексуальности,     4)     регуляторыагрессии.
• Базой всех нормативных систем служит определенная картинамира,   
организованная  лингвистически;   поэтому,   язык  являетсястержневым элементом 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 141
 <<-