|
нормы которой связаны с заботой о детях. Универсалиями являются институт брака,
религиозные ритуалы и права собственности. Во всех культурах в той или иной
форме содержится запрет инцеста — сексуальных отношений между близкими
родственниками: отцом и дочерью, матерью и сыном, братом и сестрой. Антропологи
также говорят о существовании многих других подобных универсалий. К числу
базовых
Глава П. Социализация и социальный контроль.
127
можно отнести язык. Неизвестны культуры, в которых отсутствовал бы язык со
сложной грамматикой. Язык можно рассматривать, как стержневой элемент первой
группы нормативных универсалий - регуляторов картины мира. Многогранность
феномена языка и его исключительная важность первой группы регуляторов
заставляют нас рассмотреть их подробнее.
Картина мира
система идей,
объясняющая
реальность и
место
человека в
ней. Может
быть
религиозной,
научной,
философской
и т.д.
Язык, картина мира и ценности. Отличительная черта человека -разумность,
способность к абстрактно-логическому мышлению и рефлексии (самопознанию).
Наличие как норм, так и отклонений возможно только в случае наличия картины
мира -некоторой системы идей, дающей ответы на важнейшие вопросы человеческого
существования: «Что собой представляет этот мир? Кто я такой? Каковы мои
отношения с миром?» Требование иметь ответы на эти вопросы вытекает из
самого качества разумности. Это очень непростой момент, имеющий длительную
философскую историю. Что бы не вдаваться в сложные и обширные рассуждения,
скажем, что необходимость осмысления мира -онтологическое (сущностное) свойство
человека. Почему? - это другой вопрос, вернее комплекс вопросов, связанный с
различными взглядами на природу человека.
Гипотеза Сепира-Уорфа
(по имени
ученых ее
выдвинувших):
согласно этой
гипотезе, язык
определяет
форму
мышления,
восприятия и
конструирует
реальность. Т.о.,
«реальность»
разных языковых
групп
различается.
Так вот есть все основания полагать, что наша с вами картина мира
организована лингвистически, посредством языка. По крайней мере, именно это
утверждает очень влиятельная в научном мире гипотеза
Сепира-Уорфа. Данное положение связано со спецификой абстрактно-логического
мышления - отличительного свойства человека. Вообще мышление, как обработка
информации извне, из окружающего мира, свойственно и животным. Человека
отличает возможность мыслить в понятиях - вторая сигнальная система, с помощью
которой
128 Глава П. Социализация и социальный контроль.
мы и связаны с окружающим миром. Как формируется картина мира? Посредством
понятий и категорий. Все, что нас окружает, имеет названия. Понятие - это слово,
наименование некоей части реальности. Например, мы говорим о тигре. Используя
это понятие, нам не обязательно предъявлять собеседнику живого тигра. Встретив
«нечто» в лесу, мы можем идентифицировать его, как тигра, отнеся к категории
«опасные животные», что определит наш способ реакции (бегство или нападение).
«Тигр» - лишь один из элементов нашей картины мира, так же как «опасные
животные» -лишь одна из категорий, упорядочивающих эту картину. Все эти
вербальные конструкции задают для нас схему действий. Заметим, что большая
часть «реальностей», таких, как «тигр», «опасность», «боль» - не всегда даны
нам непосредственно, но мы всегда можем ими оперировать. Наша деятельность
протекает в рамках этих понятий и категорий, хранящихся в нашем сознании в
вербальной форме. Можно ввести в диалог требование: «Не делай этого, а то мне
придется причинить тебе боль!» При этом, сама «боль» может не причиняться -
вполне может оказаться достаточно предупреждения.
|
|