Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Девиантология :: Хагуров Т.А. - Введение в современную девиантологию
<<-[Весь Текст]
Страница: из 141
 <<-
 
заключения по поводу «нормальности» тех или иных видов поведения).
       Поскольку человеческие культуры весьма отличаются друг от друга, 
неудивительно, что представители одной культуры часто находят девиантными 
представления и поведение, принятые в другой. Однако, девиантолог должен уметь 
убирать шоры своей культуры, если хочет увидеть жизнь других людей в «истинном 
свете» - их собственном нормативном контексте.
      Нормативные универсалии. Среди многообразия культурных норм и контекстов 
обнаруживаются и некоторые общие черты. Те из них, которые
         
Нормативные универсалии -
регулируемыево	всех
человеческих обществах сферы
деятельности исоответствующие	им
регуляторы.

присутствуют в той или иной форме во всех, или почти во всех обществах, 
называются нормативными универсалиями. Их можно назвать базовыми регуляторами, 
поскольку они образуют фундамент, базу социальных отношений. Без них социальная 
жизнь превратилась бы в хаос, где исчезли бы сами понятия нормы и отклонения. 
Говоря об

универсальности некоторых норм, ненужно заблуждаться относительно природы этой 
универсальности. Речь не идет о содержательной (что именно можно или нельзя) 
или экспрессивной (в какой форме реализуется запрет или разрешение) 
универсальности. Мы говорим об интенционалъной (на что направлено, какая сфера 
регулируется; от англ, intention -намерение) универсальности. Именно в этом 
проявляется универсальность норм и правил - в том, какие именно сферы 
человеческой деятельности регулируются. Можно выделить, по крайней мере четыре 
группы универсальных норм, или, если точнее, регуляторов:
1. Регуляторы   картины  мира,   призванные   навязать   всем   членам 
сообщества разделяемый контекст взаимодействий - картину мира.

Глава П. Социализация и социальный контроль.	125
Любому сообществу требуется некая система идей, объясняющая окружающую 
действительность, формирующая фоновые ожидания, задающая систему координат 
«хорошо/плохо», проясняющая смысл существования. Это, без преувеличения, 
основная группа регуляторов.
2. Регуляторы   субординации,   призванные   упорядочить   отношениямежду    
поколениями    и   обеспечить    управление    сообществом,координацию 
деятельности. Существование сообщества немыслимобез   власти   и   управления,  
 иначе   невозможно   координироватьдеятельность и  ставить  долгосрочные цели. 
  Один из  основныхатрибутов власти - более высокий уровень компетентности 
(знаниетого, что нужно делать и как это нужно делать).  Это примеруниверсальной 
(по содержанию) нормы, обращенной к власти. Этагруппа норм опирается на первую.
3. Регуляторы  сексуальности,  упорядочивающие   отношения  междуполами, формы 
воспроизводства поколений. Отсутствие контроля заэтой      сферой      ведет,   
   если      использовать      биологическуютерминологию,   к   вырождению   
популяции.   Во   всех   культурахдействуют   регуляторы   сексуального   
влечения,   поэтому   смеломожно    говорить,    что    абсолютно    никак    
не    контролируемоесексуальное  поведение  - «универсально  девиантно».   
Посколькулюди - существа двуполые, то эта же группа норм регулируетотношения 
между полами.
4. Регуляторы агрессивности, упорядочивающие формы допустимогонасилия. Человек 
одно из самых агрессивных живых существ. Болеетого,    эта    агрессивность    
подкреплена    мощным    интеллектом.Контроль над агрессивностью членов 
сообщества и возможность ееканализации (направления в определенное русло, 
например, охотаили война) - условие выживаемости сообщества.
2. 
126 Глава П. Социализация и социальный контроль.
      Таким образом, нормативные универсалии контролируют наиболее важные сферы 
человеческой жизнедеятельности. Перечисленные нами группы правил создают 
нормативный каркас, на базе которого формируются частные нормативные системы. 
Еще раз хотелось бы подчеркнуть разницу между содержательной, экспрессивной и 
интенциональной универсальностью. Например, возьмем регуляторы сексуальности. 
Интенциональность этой группы норм одинакова: направлена на контроль 
сексуальности и регулирование отношений полов. Содержательный же аспект может 
быть выражен различно: запрет или разрешение гомосексуализма, запрет или 
разрешение добрачных половых связей, количество партнеров в браке - все это 
может сильно различаться. Экспрессивные аспекты: характерные способы 
сексуальных контактов, степень строгости запретов, специфика наказаний 
нарушителей, так же могут быть дифференцированы. Аналогично обстоит дело с 
регуляторами агрессивности. Скажем, запрет на убийство члена своего сообщества 
(кроме специально оговариваемых исключений, типа смертной казни) есть во всех 
обществах (интенциональность). Однако формы и спектр этих исключений: 
разрешение или запрещение дуэлей, право на самооборону - различны 
(содержательность). Так же, как и возможные обоснования: религиозный запрет, 
правовой запрет и т.д. (экспрессивность). В полном смысле универсальным 
является только интенциональный аспект норм.
       Антропологи описывают нечто подобное в терминах культурных универсалий.. 
Во всех культурах существует определенная форма семейной системы, ценности и 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 141
 <<-