Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Девиантология :: Хагуров Т.А. - Введение в современную девиантологию
<<-[Весь Текст]
Страница: из 141
 <<-
 
свинину и избегают есть говядину. Мы считаем поцелуй естественным проявлением 
сексуального влечения, но во многих других культурах он либо неизвестен, либо 
признается отвратительным. Все эти особенности поведения являются лишь 
аспектами широких культурных различий, отделяющих одно общество от другого.
      Культура   небольших   общностей  унифицирована,   единообразна.   В 
больших   индустриальных   обществах   внутренние   культурные   различия
         
122 Глава П. Социализация и социальный контроль.
образуют многообразные субкультуры. В современных городах, например, бок о бок 
сосуществуют разнообразные субкультурные общности. Особенно это заметно в 
мегаполисах. В одном только районе Москвы можно обнаружить множество различных 
субкультурных группировок: китайцев, вьетнамцев, кавказцев, русских, греков и т.
д. Все эти группы внутри себя ведут свой специфический образ жизни.
      В каждой культуре приняты свои уникальные модели поведения, которые 
кажутся странными или, даже, девиантными представителям других культурных 
образований. Часто это происходит по причине отсутствия знания контекста. В 
переведенном у нас учебнике Э.Гидденса рассматривается в качестве примера 
культура Накирема, описанная в знаменитом исследовании Хораса Майнера. Приведем 
фрагмент из этого учебника, хорошо иллюстрирующий важность культурного 
контекста. Контекста, включающего в себя все многообразие смыслов и значений, 
задающих основания нормативности.
       [ Свое внимание Майнер сосредоточил на замысловатых телесных ритуалах 
Накирема — по мнению западного человека, весьма странных и экзотичных. Описание 
Майнера стоит привести здесь целиком.
         В основе всей системы верований Накирема лежит убеждение, что 
человеческое тело уродливо и изначально склонно к болезням и одряхлению. 
Человек, обреченный иметь такое тело, может надеяться только на действие 
специфических ритуалов и церемоний. В каждом доме имеется несколько культовых 
предметов, специально для этого предназначенных. Важнейшим из них является 
ящичек, вделанный в стену хижины Накирема. В ящичке хранятся амулеты и 
различные магические снадобья, без которых не может обойтись ни один 
представитель племени. Снадобья и амулеты, как правило, изготовлены несколькими 
шаманами, каждый из которых специализируется в какой-то определенной области. 
Наиболее могущественными из них считаются знахари, и их помощь следует всегда 
щедро вознаграждать. Однако сами знахари лекарственных снадобий своим пациентам 
не дают, а лишь определяют их состав и записывают его на некоем тайном и 
древнем наречии. Наречие это понятно только знахарям и сборщикам
           
Глава П. Социализация и социальный контроль.	123
лекарственных   трав   и   кореньев,   которые,   опять-таки   за   подношения  
 и   дары,   и приготавливают требуемое зелье.
         Накирема испытывают почти патологический ужас и благоговение перед 
своим ртом, состояние которого, по их мнению, сверхъестественным образом 
воздействует на все общественные отношения. Народ Накирема верит, что если не 
исполнять определенный ритуал, зубы выпадут, десны начнут кровоточить, челюсти 
станут шамкать, а самого человека покинут друзья и отвергнут любовники. Дикари 
также верят в существование прямой связи между оральными и моральными 
качествами. Например, желая укрепить моральные качества своих детей, они 
заставляют их совершать ритуальные полоскания рта.
         Ежедневный ритуал, неукоснительно соблюдаемый каждым Накирема, 
включает и специфические манипуляции с ротовой полостью. Однако, несмотря на то,
 что этот народ столь трепетно заботится об указанном органе, данный ритуал 
кажется непосвященному просто отвратительным. Мне говорили, что Накирема берут 
в рот пучок свиной щетины, покрытый магическим порошком, и выполняют там серию 
каких-то чрезвычайно формализованных движений.
   Кто такие эти Накирема и в какой части света они живут? Вы сможете ответить 
на этот вопрос и идентифицируете описанный ритуал, если произнесете слово 
«Накирема» наоборот. Почти любое привычное действие покажется странным, если 
его вырвать из контекста и не рассматривать в качестве элемента специфического 
образа жизни данного народа.] (Цит. по Э.Гидденс «Социология».М.: Эдиториал 
УССР, 1999 — 704 с.)
    
Этноцентризм
Невозможно понять подобные действия и верования вне
ТОГО    КуЛЬТурНОГО    ЦеЛОГО,    ЧаСТЬЮ    КОТОрОГО    ОНИ    ЯВЛЯЮТСЯ.      
пристрастное
тъ,
проявляющаяся в попытках оценки другой культуры, по меркам своей
Всякую культуру следует изучать исходя из ее собственных
смысловых значении и ценностей — таково ключевое правило социологии. Социолог 
стремится в максимально возможной
собственной
степени избежать этноцентризма, то есть попытки оценивать
чужую культуру, сравнивая ее со своей собственной.
      Это же правило, в полной мере,  относится к девиантологическим 
исследованиям. В первой главе мы сформулировали это правило, как запрет
         
124 Глава П. Социализация и социальный контроль.
на ценностные суждения. Там же мы указали на сложности, связанные с выполнением 
этого правила (скрытое влияние ценностей и необходимость выносить экспертные 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 141
 <<-