Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Девиантология :: Хагуров Т.А. - Введение в современную девиантологию
<<-[Весь Текст]
Страница: из 141
 <<-
 
способность воспринимать эти допущения как данность отсутствовала, то 
осмысленное общение было бы невозможным. В этом случае каждая реплика должна 
была бы сопровождаться громоздкой процедурой, как показали помощники 
Гарфинкеля; любое общение в таком случае разрушилось бы. Следовательно, то, что 
выглядит на первый взгляд незначительным разговором, оказывается 
фундаментальным каркасом социальной жизни. Именно поэтому нарушения подобных 
условностей воспринимаются так серьезно.
      Бывает, что в повседневной жизни люди нарочно прикидываются игнорирующими 
подразумеваемые допущения, используемые для
         
120 Глава П. Социализация и социальный контроль.
интерпретации высказываний, замечаний и вопросов. Это может делаться с
целью дать отпор другим, подшутить над ними, вызвать смущение или
привлечь внимание к двойному смыслу сказанного.  Э.Гидденс, в своем
учебнике,  приводит классический обмен репликами между родителем  и
подростком:
Р: Ты куда-то идешь?
П: Из дому.
Р: Что ты собираешься делать?
П: Ничего.
      Ответы подростка прямо противоположны ответам добровольцев в 
экспериментах Гарфинкеля. В отличие от ненормально настойчивых уточнений, 
подросток вообще отказывается отвечать по существу, — фактически говорит 
«Занимайся своим делом». Подросток должен понимать, когда намеренное 
игнорирование контекста общения возможно, а когда нет. Вряд ли он будет 
реагировать так же на реплики преподавателей, во время сдачи экзамена.
      Большинство, рассмотренных нами примеров нормативной и семантической 
упорядоченности повседневности, обычно не заметны. «Нормальное» течение жизни 
не представляет проблемы, поэтому на повседневность редко обращают внимание. 
Однако, когда происходит «взламывание» повседневной упорядоченности (как в 
опытах Гарфинкеля), это заметно и вызывает возмущение. Это угрожает нашему миру,
 основам нашего существования. П.Бергер, говоря об этом, приводит следующий 
пример. Муж собирается утром на работу. Жена его провожает. Происходит 
обыденный обмен репликами: «Дорогая, я пошел в контору.» - «Удачного дня тебе 
дорогой». Все нормально. Эта ситуация не вызывает у ее участников каких-либо 
проблем. Контекст, присутствующий в обмене репликами разделяется обоими. Он 
понимает, что значит «удачного дня», она - что значит «контора». Но представьте 
себе реакцию мужа на небольшое
         
Глава П. Социализация и социальный контроль.	121
изменение ситуации. Все то же самое, но вместо пожелания удачного дня он 
слышит: «Хорошо дорогой, не забудь захватить с собой ружье». Подобное нарушение 
контекста заставит его в срочном порядке рассматривать несколько возможных 
вариантов объяснения ситуации. Скажем, выбирать между объяснениями, типа «я 
сошел с ума» или «мне послышалось» или «она сошла с ума». Подобная ситуация 
будет явно девиантной.
      Развивая начатое, скажем, что вообще, любые действия опираются на широкий 
культурный контекст, в рамках которого они и становятся «нормальными» или 
«девиантными». Можно сказать, что на поступки людей окружающие накладывают, как 
бы, культурную матрицу, проявляющую «нормальность» или «девиантность поступка». 
Культура - одно из самых многозначных понятий в современной науке. В литературе 
можно встретить более ста определений культуры. Мы, используя социологическую 
трактовку, будем рассматривать ее, как систему норм, ценностей, обычаев и 
традиций, упорядочивающих повседневность.
         
Человеческие культуры очень разнообразны. Ценности и
Культура     -
система
норм,
ценностей,
идей, обычаев
и    традиций,
упорядочиваю
щих
повседневную
жизнь   людей
и
регулирующих
социальные
взаимодейств
ия
Культура
система
нормы   поведения    широко    варьируются    и   часто    весьма    норм'
J	s	г     rj	ценностей,
отличаются от того, что люди, принадлежащие к средиземноморской культуре (к 
которой принадлежим и мы с вами) считают «нормальным». Мы едим куриц, но не 
едим котят или щенков, которые считаются деликатесом в некоторых странах. Иудеи 
не едят свинину, в то время как индусы едят

 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 141
 <<-