Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Девиантология :: Хагуров Т.А. - Введение в современную девиантологию
<<-[Весь Текст]
Страница: из 141
 <<-
 
встречного взгляда.

116 Глава П. Социализация и социальный контроль.
Подобное происходит ежедневно, миллионы раз в разных городах разных стран. Эта 
ситуация абсолютно обычна. Она «нормальна». Девиантность проявилась бы, если бы 
один из незнакомых прохожих вдруг не отвел бы взгляда и «уставился» бы на 
другого. Общение с друзьями выстраивается в другом контексте. Здесь свои 
правила. Например, опять о взгляде. Когда мы беседуем с другом, каждый из нас 
демонстрирует внимание и увлеченность беседой, время от времени глядя в глаза 
собеседнику, но, отнюдь не уставившись на него. Слишком пристальный взгляд 
может восприниматься как знак недоверия или непонимания. Если же 
разговаривающий совсем не смотрит в глаза собеседнику, то его могут счесть 
уклончивым, хитрым или странным.
      Изучение повседневности чрезвычайно интересно и полезно для 
девиантологического анализа. Через анализ повседневности мы получаем 
представление о фундаментальных основаниях нормативности и девиантности. 
Социологи, описывая повседневность, используют понятие фоновых ожиданий. 
Фоновые ожидания делают возможным взаимное общение людей. Именно, благодаря их 
наличию, особенно заметны бывают случаи нарушения этих ожиданий. Подробнее об 
этом, - ниже.
Фоновые ожидания       -
взаимные
ожидания
участников
социального
взаимодействи
я, что партнер
по        общению
знает     «само-
собой
разумеющиеся»
правила,
понимает
контекст
ситуации.	
     Взаимное совпадение фоновых ожиданий - норма для людей, принадлежащих к 
одной и той же культуре. Само понятие культуры, мы более подробно разберем ниже.
 Сейчас же, отметим, что культуру можно рассматривать, как систему
я, что партнер
по     общению   знаков,      значения      которых      известны      всем     
 людям,
знает     «само-
собой	принадлежащим к данной культуре. Самого человека можно
разумеющиеся»
определить, как существо, способное оперировать знаками и
создавать знаки. «Homo semeioticus», если хотите (от греч.
ситуации.
                semeiotos - обозначенный). Наше мышление организовано 
посредством знаков. Знак - это метка, обозначающая реальный объект или 
совокупность объектов, т.е. - имеющая значение. Фактически, мыслить -
                      
Глава П. Социализация и социальный контроль.	117
значит оперировать знаками (словами, например). Знаки группируются в системы. 
Так существуют системы жестовых знаков (стандартные позы, жесты и телодвижения),
 лингвистических знаков (слова), системы физических, материальных знаков 
(например, крест или особый вид одежды). Язык - наиболее важная знаковая 
система. Это было подмечено очень давно. Евангелие от Иоанна начинается словами 
«Вначале было слово». Помимо языка, существуют, конечно, и другие важные 
знаковые системы, но они, в определенной мере, подчинены языку. Поэтому, 
важнейшей составляющей культуры является язык. Многие ученые считают, что любая 
культура имеет именно лингвистические основания. Наше восприятие мира 
организовано посредством языка. Те из читателей, кто не согласен, пусть 
попробует представить себе то, что нельзя назвать. Как только вы это сделали, 
вы уже дали название - «то, что нельзя назвать». Далее, плод вашего воображения 
может быть описан - словами, типа «это похоже на...» и т.д.
      Это, в полной мере относится к повседневности. Контексты повседневности 
организованы вербально. Доступ к ним мы можем получить, именно через язык. 
Разумеется, какая-то часть повседневных норм не проговаривается явно, но она 
всегда подразумевается.
      Несмотря на существование множества невербальных сигналов, используемых 
обычно нами и имеющих смысл для остальных, большей частью наше взаимодействие 
происходит в форме разговора или беседы. Социологи всегда считали, что язык 
имеет фундаментальное значение для социальной жизни. Однако подход, 
концентрирующийся именно на
         
использовании языка в обыденных ситуациях повседневной жизни, разработан совсем 
недавно. В языковом общении чаще всего встречается разговор — нерегулярный 
вербальный обмен, происходящий в неформальных беседах с остальными. 
Значительный толчок к исследованиям разговора дали работы

 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 141
 <<-