|
компетентности. Социальная компетентность подразумевает умение общаться с
другими, понимать их реакции и намерения, прогнозировать их поведение в
процессе взаимодействия и т.п. Помимо этого, можно выделить, собственно
нормативную компетентность - знание что можно и чего нельзя делать или говорить
в тех или иных ситуациях. Таким образом, все нормы и правила, регулирующие
жизнь людей, можно рассматривать, как знание. В дальнейшем, мы будем
придерживаться именно этого подхода. При этом, мы опираемся на очень
влиятельную в современной гуманитарной науке
системам.
постмодернистскую традицию. В наиболее полной форме взгляд на общество с
позиций знания представлен в книге американских социологов П.Бергера и Т.
Лукмана «Социальное конструирование реальности». Рекомендуем ее всем, желающим
ознакомится с данным подходом подробнее. Согласно этому подходу, знание
является главным, центральным элементом любого сообщества людей. Любая
активность людей по отношению к друг другу, а чаще всего и по отношению к самим
себе, опирается на знание. Учитывая, что социальная активность людей
подчиняется правилам, мы можем поставить знак равенства между знанием и нормами.
«Стоп, хватит!» - воскликнет читатель, привыкший рассматривать знание, как
что-то, имеющее отношение к науке и учебе - «знание - знанием, а сколько людей
вокруг никогда ни о каком знании не задумьшаются, просто живут себе, да и все!».
Конечно, далеко не все люди имеют отношение к теоретическому знанию. С ним
связан достаточно узкий круг людей -интеллектуалов. Однако нужно говорить о
сферах знания. Теоретическое
114 Глава П. Социализация и социальный контроль.
знание, объясняющее и описывающее окружающий мир в терминах и понятиях науки, -
только одна из сфер знания. Кроме него существуют и другие сферы: религиозное
знание, философское знание. Каждая из этих сфер описывает и объясняет свой тип
реальности. Очень часто, эти реальности сильно отличаются друг от друга. Мир
ученого (кванты, пространство, галактики и т.д.), отличается от мира монаха
(спасение души, грех, добродетель и т.п.). Оба они отличаются от мира философа
(сущность, бытие, универсалии). Заметим, что мы говорим о различии, а не о
противоречии. Однако и ученый, и религиозный деятель, и философ разделяют между
собой и с другими людьми реальность повседневности. Повседневность - это то
поле, на котором мы играем игру жизни. Это то, что само собой разумеется, и
часто, просто не замечается. Повседневность отражена в обыденном знании, общем
для всех. Простые и понятные истины, типа «солнце - желтое, вода - мокрая, а
Земля - вертится». Сюда же относится знание того, например, что люди плачут,
когда у них горе и улыбаются, когда радуются. Что ходить по улице нужно в
одежде. Это то, что знают все. Это то, что нужно знать, что бы жить вместе с
себе подобными. Я не смогу общаться с другими людьми, если не буду знать, как
это делать. Подчеркнем, что упомянутые нами сферы знания отнюдь не абсолютно
изолированы друг от друга. Они взаимно пересекаются, подпитывают и обогащают
друг друга. Их отношения могут быть представлены в виде схемы.
Обыденное
знание (повседневность)
Глава П. Социализация и социальный контроль. 115
Обыденное знание образует как бы платформу для других типов знания. В то
же время, оно содержит в себе элементы других сфер знания. В обыденном знании
присутствуют элементы научных теорий («земля вертится»), философских концепций
(«права человека»), религиозных учений («грех»).
Обыденное знание не только доступно всем, оно к тому же, принудительно.
Принудительно, значит - нормативно. Обыденное знание делает нас «нормальными» в
самом общем смысле. «Нормальность» означает знание тех неявных правил и смыслов,
которые лежат в основе социальной жизни. Можно говорить о контекстах, как
нормативных системах, упорядочивающих и придающих смысл взаимодействиям. Любое
поведение обретает смысл в каком то контексте, подчиняясь присущему этому
контексту порядку. Сам контекст - это некоторая система норм и значений.
Наше поведение в каждом конкретном случае ориентировано на контекст, -
«ситуация радости», «ситуация горя», «ситуация с друзьями», «ситуация с
незнакомыми» и т.д. Каждая из этих и любых других ситуаций имеет свои правила и
свои значения. Их нельзя смешивать. Например, мы не станем общаться с другом
так, как общаемся со случайным знакомым. Мы по разному разговариваем с
родителями и друзьями. Таким
Семантически
и - связанный со значением. Например, семантические правила языка
определяют значения слов и выражений,
определенный порядок их употребления.
образом, сама наша повседневность организована нормативно и семантически. Когда
семантические и нормативные контексты нарушаются, мы говорим о девиантности.
Представим ситуацию, когда два человека идут навстречу друг по городской улице.
Оба обмениваются короткими взглядами, осматривая лицо и одежду другого. Подходя
ближе, и проходя мимо друг друга, они отводят глаза в сторону, избегая
|
|