|
потому что внимание будет приковано к тем аспектам ситуации, которые связаны с
соблюдением правила, а принципиальный характер ситуации будет недопонят.
...Когда ученые, занимающиеся прикладными социальными науками,
указывают на мощные силы, которые в определенных ситуациях могут разрушить
личность, наши представления о характере и идентичности и даже моральные
ценности, они должны также признать наличие предварительной социальной
подготовки, с помощью которой культуры наделяют властью символы, устанавливают
созданные из ничего, но обусловленные стимулы и связывают поведение
ПРОИЗВОЛЬНЫМИ правилами. (Источник: ЭЛайнс, К.Маслач. Практикум по социальной
психологии. - СПб.: Изд-во ПИТЕР, 2000. с. 296-320.)
Вопросы для самопроверки:
1. Какие знания общенаучного характера необходимы
ученому-исследователю?
2. Что такое методология, методика, техника и метод исследования?
3. Что включает в себя общая схема научного исследования?
4. Раскройте содержание понятий: определение проблемы, объекта
ипредмета исследования, постановку целей и задач, операционализациюосновных
понятий, выдвижение гипотезы исследования?
5. Опишите (в общем) социологические методы исследования девиантногоповедения.
6. В чем заключается специфика проведения опросов? Что такое выборка?Какие
требования нужно соблюдать при составлении вопросов?
7. Перечислите известные вам психологические методы
исследованиядевиантности. Что собой представляют опросники и тесты?
8. Какие возможные опасности связаны с использованием опросных
итестовых методик? Что такое валидностъ и надежность?
1.
114 Глава I. Девиантология и изучение отклонений
9. Опишите общую логику проведения эксперимента.
10. Что такое нулевая гипотеза? Что значит, если она подтверждается впроцессе
эксперимента?
11.Какой интерес представляют для девиантолога методы исторического и
кросс-культурного анализа? 12. Что означает требование соблюдения
корректности исторических и
культурных аналогий? 13.Какие принципы философского анализа
применимы к изучению
девиантного поведения? 14. Что означает вопрос об онтологических
характеристиках человека и
общества? Для чего девиантологу необходимы ответы на эти вопросы?
Глава П. Социализация и социальный контроль. 111
112 Глава П. Социализация и социальный контроль.
ГЛАВА П.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
(как закрепляются и поддерживаются нормы)
Девиантность немыслима без своего необходимого дополнения -нормы. Ведь
любые отклонения - это отклонения от чего-то, что считается нормой. Нормы и
правила нас окружают со всех сторон. Они пронизывают жизнь человеческих
сообществ, часто оставаясь неявными, скрытыми. Однако, они не существуют сами
по себе. Необходимы специальные усилия общества, что бы нормы передавались из
поколения в поколение, упорядочивая жизнь людей. Не менее важно обеспечить
выполнение этих норм «здесь и сейчас». В этой главе мы сначала рассмотрим, как
и в какой форме нормы и правила существуют, пронизывая и регулируя наш опыт.
Затем, мы рассмотрим, как они закрепляются в сознании людей. Наконец, обратимся
к тому, как они поддерживаются. Между этими процессами нет абсолютной разницы.
Они постоянно переходят друг в друга, оставаясь трудноуловимыми. Как мы увидим
далее, значительная их часть проходит мимо нас незамеченными. Итак, по порядку.
§1. Нормы в повседневной жизни.
Социальная компетентность
знание
повседневных, «само-собой
Жизнь в обществе себе подобных требует от человека знания. Знания о самых
разных вещах. Нам нужно знать, что означают те или иные слова, что бы общаться
с другими людьми. Нужно знать, что означает то или иное выражение лица людей, с
которыми мы общаемся. Нужно знать как нам вести себя в тех или иных ситуациях.
Нужно....
. Этот перечень можно продолжать до бесконечности. Объем
разумеющихся»
самого необходимого для жизни знания, которым обладает между
людьми. каждый из нас, намного превосходит объем памяти любого
персонального компьютера. Большую часть этого необходимого.
Глава П. Социализация и социальный контроль. 113
Постмодернизм внауке - общийподход,описывающийобщество в
терминахинформации имножественностизнания; связан сотказом от
«жесткого» знания, допускает плюрализм теорий, мнений и ценностей; особое
внимание уделяет знакам и знаковым системам.
повседневного знания, составляет знание правил. Правил, пронизывающих нашу с
вами повседневность. Можно определить знание правил повседневности, как
нормативное. Обладание этим знанием составляет сущность социальной
|
|