Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Девиантология :: Хагуров Т.А. - Введение в современную девиантологию
<<-[Весь Текст]
Страница: из 141
 <<-
 
безопасности и, кроме того, моя обязанность.
         Пятый день. Я пристаю к «Сержанту», который упрямо продолжает 
«перевыполнять» все приказы. Я выбрал его, чтобы поиздеваться над ним особо, 
потому что он сам на это напрашивается и, кроме того, он просто мне не нравится.
 Настоящие неприятности начинаются во время обеда. Новый заключенный (416) 
отказывается есть сосиску,., мы кидаем его в карцер, приказав держать в каждой 
руке по сосиске. У нас кризис власти, это непослушание может лишить нас полного 
контроля над остальными заключенными. Мы решили сыграть на солидарности 
заключенных и сказали новенькому, что все остальные будут лишены свидания, если 
он не съест свой обед... Я прохожу мимо и колочу дубинкой по двери карцера. Я 
очень сердит на этого заключенного за то, что он доставляет неудобства и 
неприятности другим. Я решил накормить его насильно, но он не стал есть. Я 
размазал еду по его лицу, Я не мог поверить, что это делаю я. Я ненавидел 
самого себя за то, что заставлял его есть, но его я ненавидел еще больше за то, 
что он не ел.
         Шестой день. Эксперимент окончен. Я очень рад, но поражаюсь тому, что 
некоторые другие надзиратели несколько разочарованы, потому что они теряют 
деньги, а некоторые — потому что им это очень нравится.
         Применение власти сначала было средством контроля над непослушными 
заключенными, помогало более эффективно проводить административные процедуры и 
так далее — но вскоре власть сама по себе стала доставлять удовольствие. Власть 
начали использовать не для достижения какой-нибудь конкретной цели, а в 
качестве политической декларации о необходимости признания и принятия 
существующего положения вещей. Например, применение силы, издевательства и 
агрессия со стороны надзирателей стабильно нарастали день ото дня, несмотря на 
то, что сопротивление заключенных, которое
         
Глава I. Девиантология и изучение отклонений	107
изначально служило оправданием этих действий, уменьшалось и постепенно 
прекратилось. Возрастало не только количество прямых актов применения власти со 
стороны надзирателей, но и число случаев косвенного использования символов 
власти. Надзиратели, например, постукивали дубинками по своим ладоням или по 
мебели, расхаживали с важным видом и принимали самодовольные позы, подкрепляя, 
таким образом,, пустяковые бессмысленные приказы. В то время как обладающие 
властью надзиратели, казалось, становились выше ростом, смиренные заключенные 
уменьшались, в росте в буквальном смысле, сутулясь и опуская головы. В конце 
исследования мы задали всем испытуемым вопрос: по каким критериям, по их мнению,
 происходило распределение на заключенных и надзирателей? Надзиратели считали, 
что это распределение не имело никакой систематической рациональной основы; в 
восприятии заключенных, наоборот, существовала очевидная причина — «потому что 
надзиратели были выше ростом». Таким образом, заключенные сами, в конечном 
счете, наделили надзирателей особой властью; они помогали создать образы своих 
наводящих страх тюремщиков.
Время
        ...Поскольку в тюрьме нет ни окон, ни часов, по которым можно был бы 
следить за ходом времени, нет значительных событий, достойных стать метками 
времени в памяти, тюрьма становится машиной времени, которая играет шутки с 
человеческими представлениями о времени...
        Заключение в тюрьму нарушает непрерывность жизни, отрывая узника от его 
прошлого, отдаляя будущее и вводя в качестве главной системы отсчета времени 
ограниченное непосредственное настоящее. Из-за бесконечной рутины и 
однообразной повседневной деятельности начинает казаться, что время идет по 
кругу; жизнь не расчленяется на отличающиеся друг от друга содержательные 
линейные промежутки, а напоминает движение муравья по ленте Мёбиуса. Не имеет 
значения, кто ты, кем ты был и даже кем ты станешь. Главное — это насколько ты 
защищен и какой властью обладаешь сейчас. В атмосфере, где первостепенное 
значение приобретает выживание, будущее становится непозволительной роскошью. 
Точно так же опасно слишком часто возвращаться мыслями в прошлое — если оно 
вызывает ностальгию, то вы не захотите возвращаться в уродливое настоящее или 
потеряете бдительность и окажетесь неподготовленными к нападкам, которые 
возможны в любой момент...
         
108 Глава I. Девиантология и изучение отклонений
        Поскольку в восприятии узника главным вопросом является выживание, то 
тюремное заключение неизбежно приводит к постоянной фиксации внимания на 
настоящем, из-за чего люди теряют жизненную перспективу. Они чрезмерно остро 
реагируют на незначительные стимулы и не умеют планировать важные события — 
например свои действия после того, как наконец настанет день освобождения.
<...>
        В результате незаметного искажения чувства времени, у узников тюрьмы 
происходят необратимые изменения основополагающих аспектов мышления, 
эмоциональной сферы и социального взаимодействия, и (жизнь заключенных лишается 
смысла...).
Обезл и чен ность
        ...Условия, которые снижают чувство собственной уникальности человека и 
лишают его индивидуальности, порождают антисоциальное поведение, например 
агрессию, вандализм, воровство, мошенничество, Грубость, а также равнодушие к 
другим людям... И наоборот, просоциальному поведению способствуют такие факторы 
среды или межличностные условия, которые усиливают у человека чувство 
социального признания и самоидентичности. В ответ на ощущение, что тебя никто 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 141
 <<-