|
отнести предательство интересов своего сообщества в случае противостояния или
конфликта с другим сообществом. Далее можно упомянуть нарушение норм
сексуального (или шире - поло-ролевого поведения). Наконец, сюда же, видимо,
относится оскорбление (или даже просто непризнание) важных духовных верований
своего общества. Если первые два примера достаточно очевидны (действия,
угрожающие безопасности общества), то относительно последних двух нужно сказать
отдельно. В связи с «сексуальной революцией» в общественном сознании
утверждается тезис о сексуальной вседозволенности: «можно делать все, что
нравится, если это не приносит вред другим людям». Однако, нужно помнить, что в
истории не было обществ, никак не ограничивающих проявления сексуальности своих
членов. Сексуальное поведение напрямую связано с воспроизводством поколений, а
значит - с интересами выживания общества. Кроме того, сексуальность неразрывно
связана с существующими в обществе гендерными стереотипами, направляющими
социальные взаимодействия и регулирующие отношения между полами. Поскольку люди
- существа двуполые (пока еще «прогресс» науки этот факт отменить не может),
отношения между полами - важнейшая часть социальных отношений и должна
регулироваться.
Кроме того, читатель, помнящий о "демократическом плюрализме",наверное,
возразил бы, относительно последнего примера - "Неправда, вдемократических
обществах возможно обсуждение любых
точек зрения. Цивилизованные люди - это не дикари какие-нибудь, которые за то,
что вы священный кактус съели, могут вас самого в пищу употребить!" Возражение
вероятное, поэтому придется прокомментировать. Во-первых, мы
Тендерные стереотипы -
устойчивые
представления о
социальных
ролях мужчины и
женщины;
представления
определяющие
сделали акцент на "важных духовных верованиях не модели
поведения и
случайно. Например, для "примитивных дикарей'^ может мышления
женшин.
"Кстати, употребление характеристики "примитивный" в отношении культуры или ее
представителей считается в современных гуманитарных науках некорректным - а,
значит - девиантным.
Глава I. Девиантология и изучение отклонений 19
быть важно не то, что вы съели именно священный кактус, а то, как вы его съели
- в зависимости от того, что считается в этой культуре важным. В самых
демократических "цивилизованных" странах (как принято называть -без кавычек -
индустриально развитые страны) отношение к важным духовным верованиям не менее
трепетное. Пример из области политики: попробуйте публично усомниться в таком
важном для современных обществ веровании, как вера в демократию. Скажем,
публичное утверждение о том, что демократия - это плохо, а фашизм - это хорошо
- может попасть под действие статьи "о пропаганде фашизма" Уголовного Кодекса и
быть наказано тюремным заключением. Пример из области науки: попробуйте на
серьезной научной дискуссии опровергнуть теорию эволюции Дарвина и отстоять
утверждение, что жизнь на Земле развилась не благодаря эволюции и естественному
отбору, а благодаря настойчивым усилиям маленьких зеленых человечков из
летающих тарелок. С этой дискуссии вас, скорее всего, выгонят, а ваши книги,
посвященные человечкам не опубликует ни одно серьезное научное издательство.
Кроме того, с проблемой важных духовных верований связан еще один
интересный феномен, к которому мы еще не раз вернемся - феномен "очевидного".
Важные верования обычно закрепляются в представлениях о "само собой
разумеющемся". Скажем для большинства людей в современных западных обществах,
само собой разумеется, что человек слышащий "голоса духов" - болен (очевидно,
шизофренией) и его надо лечить. Тот, кто утверждает обратное - девиант (скорее
всего тоже больной). В то же время для "примитивного дикаря" может быть
"совершенно очевидно", что человек слышащий "голоса" - обладает особым даром и
его нужно уважать. Тот, кто утверждает обратное - девиант (скорее всего
богохульник или одержимый злым духом). Общий момент в этих, казалось бы разных
типах духовной практики заметен, не правда ли.
20 Глава I. Девиантология и изучение отклонений
Другими словами, мы хотели показать, что наряду с бесконечным
разнообразием содержания различных норм и определений девиантности в различных
культурах, могут существовать универсальные кросс-культурные стандарты
отклоняющегося поведения. Прежде всего, речь идет о действиях, препятствующих
возможностям выживания сообщества. Приведенные нами
Социальное
воспрошводс
тво
воспитание
новых
поколений,
|
|