|
свои собственные
Референтная группа - это
та
совокупностьлюдей, чьипредставленыя о
нормальном и ненормальном мы разделяем, соотнося с мнением группы свои поступки.
представления о том, что является девиантным, а что - нет. Их
взгляды могут не разделятся обществом в целом, но их определения девиантности
применяются к членам группы. Социологи и социальные психологи склонны считать,
что поведение людей во многом связано со спецификой референтных (эталонных)
групп, к которым эти люди принадлежат. Например, учащиеся школ сами
устанавливают свои собственные правила одежды, причесок и поведения. Хотя
каждый из группы и не должен иметь одинаковый внешний вид, когда индивид
слишком явно отклоняется от современной моды, этот человек, вероятнее всего
считается девиантом.
Важность групповых определений девиантности среди учащихся школ может
быть проиллюстрирована на примере одаренных американских учащихся, считающих
себя девиантами. Один такой учащийся описал всех одаренных учеников, как
"действительно не старающихся уживаться с другими, несколько назойливо
старающихся быть умными, элегантными" (Хьюрайн, 1986). Одаренные учащиеся не
только считали себя девиантными,
16 Глава I. Девиантология и изучение отклонений
но 77% из них ощущали, что их сверстники в школе относились к ним, как к
девиантам. В то время, как общество в целом, особенно взрослые, чаще всего
рассматривают одаренных учащихся, как идеал для молодых людей, сами одаренные
учащиеся могут считаться девиантами в своих социальных кругах.
Интересно, что референтная группа, не обязательно должна состоять из
реальных людей. В нее вполне могут входить люди давно умершие или никогда не
существовавшие. Хорошим примером является обязательное для науки советского
периода правило: любая научная концепция обязательно должна была быть
подтверждена ссылками на классиков марксизма-ленинизма - Маркса, Энгельса и
Ленина. Хотя трое этих ученых умерли до того, как развилась советская наука,
они вплоть до середины 80-х годов XX века считались высшим авторитетом для
советского научного сообщества -т.е. референтной группой.
Другой пример. Во многих странах западной Европы, да и у нас в стране
можно иногда увидеть странных молодых людей. Они собираются вместе (как правило,
где-нибудь за городом) одетые в доспехи и вооруженные разнообразным холодным
оружием - мечами, кинжалами, луками. Одни из них называют себя эльфами, другие
- гномами, третьи -волшебниками. Вступая друг с другом в сватки (без
кровопролития) они сражаются на стороне Добрых или Злых Сил. Перед нами -
толкиенисты, поклонники творчества Дж.Р.Толкиена - создателя знаменитой
фэнтэзи-трилогии "Властелин колец". В своих играх они повторяют приключения
героев Толкиена. Хотя сами толкиенисты свои занятия считают не играми, а вполне
серьезным делом - обитатели волшебного мира "Властелина колец" стали для них
референтной группой.
Эти иллюстрации ясно показывают, что девиантность глубоко обусловлена
влиянием общества или социальной группы, в которых поведение или поступок имели
место. Хотя девиантность часто
Глава I. Девиантология и изучение отклонений 17
ассоциируется с индивидуальным поведением (индивиды считаются плохими, слабыми,
нечестными, зловредными и т.д., когда они совершают девиантные поступки),
внимательный взгляд подчеркивает, что девиантность есть социальное явление. Мы
можем понять девиантное поведение, лишь если мы, прежде всего, признаем, что
общества и социальные группы определяют, что является девиантным, а что - нет.
Следовательно, первым (из возможных) определением девиантности будет следующее:
любое поведение, связанное с нарушением групповых норм, будет являться
девиантным.
Универсальная природа девиантности. Из приведенного выше определения
сразу можно сделать важный теоретический вывод: не существует в чистом виде
"нормального" или "отклоняющегося" поведения; существует своего рода
договоренность людей, живущих в обществе, о том, что считать нормальным, а что
- нет.
Действительно, многие факты и теории подтверждают этот уважаемый (даже
если он не принимается) всеми учеными-девиантологами вывод. Однако, сделанный
вывод - все-таки один из возможных подходов к проблеме отклонений.
Противоположный подход связан с попыткой найти такие образцы поведения, которые
бы считались отклоняющимися во всех обществах и культурах. По сути, такой
взгляд на проблему отклонений - это стремление отыскать универсальные критерии
"нормальности". Учитывая огромное разнообразие культурных моделей, существующих
на нашей планете, примеров "абсолютно отклоняющегося поведения" должно быть не
очень много. Многие ученые вообще сомневаются в их существовании. Однако,
по-видимому, все-таки существуют типы поведения, которые могут быть отнесены к
разряду "абсолютно девиантных". Речь идет о таких действиях, как убийство члена
своего общества, без веских на то оснований (основания могут быть разными -
скажем, самозащита или кровная месть -так же, как и критерии "вескости"). Сюда
же, как нам кажется, следует
18 Глава I. Девиантология и изучение отклонений
|
|