|
привитие им
социально
необходимых
качеств и
UflRhlVnP.
Социальное три примера (в принципе их может быть и больше) относятся
воспрошводс
ltto ~ именно к таким действиям: 1) Общество не сможет выжить.
если не гарантирует своим членам минимума личной безопасности по формуле
"нельзя убивать членов нашего общество без веских на то оснований". Как мы уже
говорили,
сами основания и критерии вескости оных могут различаться. 2) Общество не
сможет выжить если не обеспечит должного сплочения своих членов в случае
противостояния или конфликта с другим сообществом - отсюда запрет на
предательство. 3) Общество не сможет выжить, если не установит нормы
взаимоотношений между мужчинами и женщинами, обеспечивающие устойчивое
воспроизводство новых поколений (как биологическое, так и социальное). 4)
Общество не сможет существовать без хотя бы минимального "согласия умов" по
поводу важных верований - в противном случае люди в этом обществе начинают
существовать в "разных реальностях" и общество распадается. Таким образом,
перечисленные поступки, во ВСЕХ (или почти во всех, хотя случаи исключения нам
неизвестны) обществах попадают под категорию девиантных. Отсюда можно вывести
еще одно из возможных определений девиантности: девиантным во ВСЕХ обществах
считается поведение, угрожающее возможностям выживания этого общества.
Важно понять, что два вышеприведенных взгляда на природу девиантности -
утверждение о социальной природе девиантности и об универсальных критериях
девиантности - не противоречат друг другу - они сосуществуют и дополняют друг
друга. Разница в уровне анализа. В первом
Глава I. Девиантология и изучение отклонений
21
случае ученые фокусируют внимание на содержании нормативных определений, во
втором - на функциях норм и потребностях общества.
Социальные функции девиантного поведения. Всегда ли девиантность - это
что-то плохое. На первый взгляд, так оно и есть, но это -поверхностный взгляд.
Во-первых, отклонения могут быть не только в отрицательную, но и в
положительную сторону. Например, гениальность -это, конечно же, девиантность,
но девиантность - положительная. Или возьмем существующую в любом обществе
фигуру героя, столь любимую современным кинематографом. Герой - это девиант,
девиант положительный, он - отклонение от нормы - он сильнее, смелее и
благороднее "нормальных" людей.
Во-вторых, даже негативная девиантность может иметь свои положительные
стороны. По крайней мере именно так считают социологи,
работающие в традициях функционализма. Сторонники функциональной теории
рассматривают социальные структуры (регулярные модели взаимодействия людей друг
с другом), как имеющие целью обеспечение функционирования общества (выполняющие
определенную функцию, необходимую для жизни общества). Общество здесь
сравнивается с организмом, в котором каждый орган, выполняет что-то,
необходимое всему организму. Тем не менее функционалисты также признают, что
некоторые
Функционализм
одно изтеоретическихнаправлений всоциологии,
фокусирующеевнимание на
функциях, выполняемых социальными структурами; общество, при этом
рассматриваете я, как система взаимосвязанных элементов.
социальные структуры могут иметь результатом своего существования негативные
последствия (дисфункции) для общества. На первый взгляд может показаться, что
большая часть девиантного поведения (преступность и проч.) социально
дисфункциональна. Однако, считают функционалисты, подобные явления могут быть
латентно функциональны (т.е. неявно, завуалировано выполнять
Латентная функционально
сть - свойство некоторых социальных феноменов выполнять скрытые функции;
при этом, внешне феномен может выглядеть как днефункционал ьный
препятствующи и нормальному функционировани ю системы.
22 Глава I. Девиантология и изучение отклонений
полезные функции). Впервые Эмиль Дюркгейм в своем произведении "Самоубийство"
(1895г.) показал, что девиантное поведение может иметь положительные
последствия для общества. Это парадоксальное утверждение объясняется тем фактом,
что когда девиантное поведение имеет место, нормы общества вновь укрепляются.
Девиантный акт служит прояснению существующих стандартов социального поведения.
Без периодических нарушений поведенческих норм, сами эти нормы могли бы стать
|
|