|
Нетрудно заметить, что современное социологическое представление о
социальной природе девиантности опирается именно на последнюю точку зрения. Оно
фактически отрицает внешние по отношению к человеку и обществу онтологические
критерии. Действительно, девиантным признается поведение, отличающееся от
поведения большинства людей в данном обществе, людей, ведущих себя именно так,
в силу того, что они есть мера всех вещей. Конечно, глупо было бы отрицать, что
каждое общество
88 Глава I. Девиантология и изучение отклонений
вырабатывает свои нормативные стандарты, свою систему ценностей. Этот
объективный процесс связан со спецификой конкретно-исторических условий бытия
человека и общества. Однако, это не снимает вопроса об онтологических корнях
девиантности. Этот вопрос, как мы уже отмечали, логически упирается в вопрос об
онтологических корнях человека и человеческого общества.
История философии учит нас, что софистическая точка зрения не стала
доминирующей. Одной из причин этого является тот факт, что протагоровское
определение человека заводит вопрос о человеческой онтологии в тупик, лишает
его смысла. Ведь если человек действительно мера всех вещей, то нет ничего,
через что могла бы быть определена природа человека, раскрыты его бытийственные
характеристики. Наоборот - все в природе может быть определено через человека.
Сам же человек определяем только через самого себя - меру всех вещей. Это -
логический тупик, делающий невозможным дальнейший анализ. Но ведь мы же
признали за человеком онтологическую реальность. Если человек реально
существует, то должно быть нечто, что делает человека тем, что он есть. И
греческая классика и стоики и христианская философия двигались именно в этом
направлении, пытаясь определить сущностные, онтологические свойства человека.
Так создавались различные модели человека: человек социальный, человек разумный,
человек экономический, человек играющий и т.д.
Среди всех онтологических характеристик человека наиболее
фундаментальными (по крайней мере для целей девиантологии) представляются две -
социальность и разумность, предполагающая поиск смысла. О социальности первым
сказал Аристотель, сформулировав, что человек - животное политическое. Это
определение можно считать фундаментальным, поскольку человечность способна
развиться, оформиться и реализоваться только в обществе. Социальность требует
ограничения многих иррациональных сторон человеческой натуры, в первую очередь,
Глава I. Девиантология и изучение отклонений 89
сексуальности и агрессивности. Социальность, как онтологический феномен
вызывает к жизни новый пласт реальности - реальность социальную. Для жизни в
обществе требуется соподчинение множества отдельных индивидуумов чему-то
внешнему по отношению к ним, требуются особые средства контроля и управления
членами общества. Без них общество существовать не сможет, как не может
организм функционировать без органов, выполняющих дифференцированные задачи.
Потребности общества, как особой реальности, вызывают к жизни различные
социальные институты, призванные эти потребности удовлетворять: семья, право,
экономическая система, мораль, государство и т.д. Другими словами, социальность,
как фундаментальное онтологическое качество человека требует формирования
искусственных (неприродных, социальных) моделей хозяйственного, правового,
нравственного, репродуктивного и т.д. поведения. Соответственно, отступление от
данных моделей подразумевает протест против онтологии социального и, таким
образом, будет явно девиантным. Пока ничего нового мы не сказали. Это
общеизвестно и описано в любом учебнике социологии.
Девиантоген ность
свойство
реальности
нести в себе
потенциал
девиантных
форм
поведения,
Что обычно остается "за кадром"? Тот простой факт, что человеческая
история есть история проб и ошибок различных моделей социального поведения.
Историческая логика подсказывает нам, что именно в тех обществах, где эти пробы
оказывались удачными и возникали блестящие цивилизации. Древневосточная
государственность, греко-римская Античность, Христианская Европа, Византия и т.
д. дают богатейший материал для девиантологии. Анализ социальных практик
обществ прошлого дает реальную возможность выйти на "универсально
девиантные" модели поведения. Таким образом, исторический подход, оказывается
неразрывно связанным с философским подходом.
ъ
девиантност
ъ
90 Глава I. Девиантология и изучение отклонений
Философская логика подсказывает, что цивилизация клонящаяся к упадку
девиантогенна. В подобных обществах, получают распространение поведенческие
модели, вступающие в конфликт с традиционными (для данного общества) ценностями.
Второй фундаментальной онтологической характеристикой человека можно
считать разумность. Разумность, способность к рефлексии, способность к
|
|