|
экспериментальной процедуры является воспроизводимость результатов в
последующих экспериментах.
Исследователь манипулирует экспериментальными факторами, что бы
определить их влияние на поведение объекта (в нашем случае - это люди,
участвующие в исследовании). Тот фактор, которым исследователь может
манипулировать носит название независимой переменной. Тот, который под его
воздействием изменяется называют зависимой переменной.
Другим важным требованием является требование корректности измерений,
осуществляемых в процессе развития экспериментальной ситуации. Для проведения
измерений необходимы: 1) наличие единиц измерения (что мы будем фиксировать:
слова, акты поведения и т.д.); 2) измерительный инструмент (видеокамера,
магнитофон, карточка наблюдений); правила измерения (унифицированные требования
к процедуре измерения, что бы исключить неточности и расхождения).
Историко-философские и культурологические методы изучения девиантного
поведения. Девиантолог в своем исследовании поведения опирается не только на
достижения психологии и социологии, то так же обязан обращаться к данным
истории, философии и культурологии.
История дает нам возможность познакомиться со всем опытом человечества в
отношении представлений о «нормальном» и «девиантном». В различные исторические
эпохи представления о норме и отклонении наполнялись разным содержанием.
Внимание общества привлекали то одни, то другие формы поведения, считавшиеся
образцами должного и недолжного. Вместе с тем, история показывает, что в разные
эпохи взгляды на отклонения и норму часто совпадали. Изучение истории блестящих
цивилизаций прошлого, их расцвета и упадка дает нам возможность
86 Глава I. Девиантология и изучение отклонений
проследить те формы поведения, которые преобладают в благополучные и
неблагополучные периоды. Для девиантолога это - важное знание, позволяющее
лучше понять специфику современных проблем.
К историческим методам исследования относится изучение документов
(официальных и личных) той или иной эпохи, сравнение взглядов
специалистов-историков на те или иные проблемы эпохи, моделирование
исторических ситуаций и фактов. В целом, можно говорить о
сравнительно-историческом методе, заключающемся в сравнительном анализе
различных исторических феноменов. Важнейшим требованием, предъявляемым к
данному методу, является требование соблюдения правил аналогии: сравниваемые
между собой ситуации должны иметь общую природу, подчиняться воздействию одних
и тех лее факторов.
Культурология ценна для девиантолога, прежде всего, данными о других
культурах и принятых в них образцах поведения. Как мы уже говорили, эталоны
нормы и отклонения могут сильно отличаться в различных культурах. В своих
подходах и выводах, девиантолог обязан учитывать эти различия. Вместе с тем
кросс-культурный анализ дает возможность для поиска универсальных поведенческих
и мировоззренческих феноменов, трактуемых во всех культурах, как «правильные» и
«неправильные». При проведении кросс-культурного исследования так же должны
соблюдаться требования аналогии: природа феноменов должна быть общей,
сопоставимой.
Онтологическ Наконец, философия, дает возможность выработать
ий
сущностный, отражающий специфические свойства бытия данного
собственную методологию анализа девиантности. Нужно
отличающие его от всех других
понимать, что любые выводы и положения, относительно «нормальности» или
«ненормальности» изучаемого поведения, должны опираться на ту или иную
концепцию общества и человека. Следовательно, должен быть решен вопрос об
объектов
онтологических свойствах человека и общества. Этот вопрос
Глава I. Девиантология и изучение отклонений 87
является важнейшим вопросом социальной философии. Что есть человек? Что есть
общество? Это вопросы о сущностных, онтологических корнях человека. Именно в
этот вопрос логически упираются все девиантологические построения. То, что
человек есть онтологическая реальность (т.е. отличается от всех других
объектов) вряд ли может вызвать сомнения. Несмотря на всю изменчивость и
пластичность своих конкретно-исторических воплощений человек остается
уникальной, четко фиксируемой сущностью. То же относится и к обществу.
Как и все философские вопросы, вопрос о том, что есть человек - не нов.
Фундаментальные попытки разрешения этого вопроса ясно обнаруживаются в античной
Греции. Сравним, уже упоминавшиеся нами, две точки зрения по этому вопросу,
данные в философии Протагора и в философии Сократа. Сократ учил, что человек -
существо призванное развивать в себе разумное начало. Развитие разумного
(подразумевающего и нравственное) начала подразумевает презрение к телесному,
животному началу. Именно так человек реализует свою человечность. Именно эту
концепцию доказывал Сократ своим учением и своей жизнью. Протагоровское
"человек есть мера всех вещей" являет собой прямо противоположную точку зрения.
Протагора, по справедливому замечанию Б.Рассела, следует понимать так, что
каждый человек - мера всех вещей. Другими словами нет и не может быть внешних
по отношению к человеку требований и критериев, каждый прав в меру своей
успешности.
|
|