|
осознанию собственной конечности и потребность к осмыслению собственного
конечного бытия делают человеческую жизнь крайне сложной, проблемной, требующей
ответа на вызов. Вызов связан с поиском смысла существования. Главнейшая в
человеческих обществах форма осмысления бытия, нахождения своего места в мире,
ответа на вызов -есть религия. Природа человеческого разума такова, что он не
может не задавать себе вопроса о смысле жизни - это онтологический факт.
Соответственно, найти ответ на этот вопрос - онтологическая потребность.
Логически развивая эту мысль, можно утверждать, что онтологической потребностью
человеческого разума является потребность в метафизике, ибо все религии ищут
смысл вне обыденной реальности, но в мире сверхъестественном, метафизическом.
Именно сверхфизическая реальность освящает реальность природную, придает ей
смысл.
Социальность, как онтологическое качество позволила нам выделить базовые
критерии "нормальности" социума. Разумность, как поиск смысла позволяет нам
выйти на вопрос о том, что есть "нормальный человек", что для личностного бытия
человека является девиантным, а что - нет. Это -лишь набросок возможной
девиантологической методологии, не имея которой исследователь отклоняющегося
поведения не сможет адекватно понимать предмет своего исследования. Каждый
ученый-девиантолог стоит перед необходимостью выработки собственной методологии
девиантологического анализа, в чем, как мы надеемся, поможет и материал
настоящего учебника.
Глава I. Девиантология и изучение отклонений 91
Резюме:
1. Для изучения отклоняющегося поведения необходимо
владетьметодологией научного исследования; так же необходимо
хорошеезнание методики, техники и методов исследования.
2. Общая схема научного исследования включает в себя:
определениепроблемы, объекта и предмета исследования, постановку целей и задач,
one рационализацию основных понятий, выдвижение
гипотезыисследования.
3. Социологические методы изучения девиантности включают в
себяопросы, интервью, анализ документов и наблюдение (включенное
иневключенное).
4. В случае использования любого социологического метода, необходимокорректно
сформировать выборку, что полученные данные
былирепрезентативными.
5. Психологические методы исследования девиантности включают в себя,прежде
всего, опросники, тесты и эксперименты.
6. Важнейшими требованиями, предъявляемыми к тестовым методикам,являются
требования валидности и надежности
7. Эксперимент подчиняется общей логике, позволяющей выяснить
степеньзависимости изучаемых переменных от экспериментальных факторов.
8. Важными для девиантолога являются методы исторического и кросс-культурного
анализа, позволяющие сравнивать представления одевиантности,
существующие в различных культурах и доминирующих вразличные исторические
периоды.
9. Философские методы анализа необходимы девиантологу для выработкиобщего
методологического подхода к анализу девиантности,
подразумевающего определенную концепцию онтологических свойств
1.
92 Глава I. Девиантология и изучение отклонений
человека и общества; а следовательно и онтологических характеристик
девиантности.
Приложения к параграфу.
Одним из самых впечатляющих девиантологических исследований,
выполненных социальными психологами стал Стэнфордский тюремный эксперимент. Мы
представляем вам наиболее полную версию описания экспериментальной процедуры,
перепечатанную с сокращениями из: Э.Пайнс, К.Маслач. Практикум по социальной
психологии. - СПб.: Изд-во ПИТЕР, 2000. с. 296-320.
СТЭНФОРДСКИЙ ТЮРЕМНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ Филипп Д. Зимбардо
...Примечание редактора. Одним из наиболее впечатляющих примеров того,
какую власть могут иметь над людьми ситуация и социальные роли, является
эксперимент по имитации тюрьмы, проведенный Филиппом Зимбардо и его коллегами.
В этой работе исследователи полностью воссоздали обстановку тюрьмы — как
материальную, так и психологическую — и наблюдали за поведением людей, которые
находились там почти неделю. Хотя участники эксперимента сначала воспринимали
происходящее с ними как ролевую игру «понарошку», они вскоре погрузились в
мощную реальность этой социальной среды, В приведенной ниже статье Зимбардо
описывает свой эксперимент и рассказывает закулисные подробности этой
захватывающей и спорной работы.
Тишина воскресного утра в Пало-Альто, Калифорния, была нарушена воем
сирены патрульной машины — полиция прочесывала город, производя массовые
неожиданные аресты студентов колледжа. Каждому подозреваемому предъявляли
обвинение в уголовном преступлении, сообщали о его конституционных правах,
заставляли поднять руки и встать лицом к стене, обыскивали и заталкивали на
заднее сиденье полицейской машины, чтобы доставить в полицейский участок для
оформления протокола. В некоторых случаях любопытные соседи, которые были
свидетелями ареста, выражали сочувствие и соболезнования семьям этих
злополучных молодых людей...
|
|