|
ведь проблема культурной идентификации нации, пожалуй посерьезней экономических
и политических проблем.
Как мы уже отмечали, наиболее уязвимо для воздействия экранных
стереотипов именно подростковое сознание. В связи с этим следует упомянуть еще
об одной тревожной тенденции поведения подростков, обусловленной увлечением
вестернизированным кинематографом. Речь идет о начавшемся в конце 80-х гг. буме
восточных единоборств. Разрекламированные в популярных боевиках, герои которых
демонстрируют сверхчеловеческую ловкость, силу и отвагу, единоборства быстро
стали одним из самых популярных увлечений российских подростков. При этом
начисто игнорировались два момента: 1) родиной большинства этих боевых систем
является Юго-Восточная Азия, т.е. они ориентированы не на европейца; 2) в
традиционном варианте все восточные единоборства представляют собой системы
скорее духовно-психологического, нежели физического тренинга. Система же
преподавания единоборств в нашей стране абсолютно не способствовала (за редким
исключением) воспитанию в подростках каких - либо духовно ценностных ориентиров,
кроме культа силы и презрения к слабости. Согласно мнению одного из крупнейших
в нашей стране специалистов по традиционным единоборствам стран Востока Ю. Ю.
Сенчукова, "...основной интерес представляет не то, что с помощью какого-либо
искусства можно сделать с кем-то другим - важнее то, что это искусство за время
занятий сделает с тобой". Поскольку большинство "наставников" преподавали
боевые единоборства только как технику рукопашного боя, а духовное содержание
этих систем заменяли туманными фразами о "заветах древних мастеров", молодые
люди черпали "духовное содержание" из дешевой кино-, теле- и книгопродукции.
Приведем по этому поводу слова того же Ю. Ю. Сенчукова: "Скажите - пустите ли
вы своего ребенка играть с "другом", который привык к тому, что удар молотком
по голове - лишь одна из многих остроумных шуток? А какое, по-вашему
воздействие на детское подсознание оказывают всеми любимые Том и Джери
(персонажи
;ЖабскийМ.И. Вестернизация кинематографа: опыт и уроки истории. \\Социс.№2.
1996г.с.ЗО.
Глава I. Девиантология и изучение отклонений 63
популярного мультфильма, прим, мое - Т. X.), из серии в серию весело лупцующие
друг друга по головам молотками, расплющивающие, расстреливающие и взрывающие
друг друга?
По мере взросления - далее в том же духе - страдающий от множества
комплексов юнец один за другим глотает кровавые боевики, снятые по одной и той
же надуманной схеме. ... Как говорится, "учебный процесс" в полном разгаре. А
потом он спокойно лупит человека арматурой по почкам... . Ведь так делал его
кинокумир - и от этого никто не умирал."
Как следствие такого воспитания, "... не человек владеет боевым
искусством, а боевое искусство, как некий комплекс стереотипов, владеет
человеком, выходит из под его контроля; сам человек превращается при этом в
рабочий придаток своего искусства, который не может проявится иначе, как в бою.
" Не удивителен, в таком случае, рост уровня агрессии среди подростков
(учитывая массовость увлечения единоборствами) и криминализация боевых видов
спорта. Согласно мнению большинства отечественных специалистов в области
единоборств, большинство крупных федераций боевых видов спорта являются
мафиозными "крышами" - т.е. занимаются подготовкой боевиков преступных
группировок. (Источник: Хагуров Т.А. Степанова Н.Е. Агрессивность и
маргинальность - характерные черты кризисного общества. Москва-Краснодар, 2000.
)
Социальная технология, как пример взаимодействия социологии, психологии и
девиантологии.
Нижеследующие примеры, хорошо показывая, как могут соотносится методы
социологии и психологии, имеют прямое отношение к девиантологии.
...Социальная технология есть инструментальная, искусственная система,
которая является результатом целенаправленной человеческой деятельности и
создается для решения задач в некоторой проблемной области.
Социально-психологическая методология проектирования социальных
технологий.
В социальных системах мы часто видим разные явления внешне не
связанные, но тем не менее связанные "скрытно" - латентным образом. Приведем
два примера.
64 Глава I. Девиантология и изучение отклонений
1. Одно исследование в США удостоверило огромный рост
числасамоубийств среди детей и подростков. Среди самых юных
самоубийстваувеличились за последние годы на 300%. В то время как среди
взрослых - на 20%.
Второе исследование (осуществленное Нью-йоркским институтом передовых
исследований) об избраннике, выбираемом при удобном случае женщинами,
состоящими в браке, показало, что из 43% подобных женщин изменяют собственному
мужу с другим мужчиной.
Какова связь между этими фактами? Единственно возможной мотивацией
самоубийств детей и подростков может быть страх противостоять жизни в
одиночестве, до которого они доведены распадом семьи. Подлинная семья
огораживает своих членов, поддерживает их и помогает им. Только отсутствие или
недостаток такой семьи может вызвать у самых юных чувство отчаянного
одиночества... Поведение жен, указанное этой статистикой, говорит не все:
|
|