|
• девиантология не теряет связи и со "вторым родителем" - спсихологией
личности (персонологией); персонологи изучаютзакономерности
деятельности индивидуального сознания; пытаясьобъяснить человеческое поведение,
они создают различные теорииличности; и девиантологов и персонологов
в равной степениинтересует вопросы о том, что такое психологическая
патология,затрудняющая нормальную жизнедеятельность личности, что
естьпсихическое здоровье и каковы возможности
коррекциипсихологических отклонений;
• с социальной психологией девиантологию роднит интерес
куниверсальным психологическим реакциям,
свойственнымбольшинству людей; многие из типичных социальных
моделейповедения и мышления, связаны с проблемой девиантного поведения-
например "эффект зрителя" или ситуации психологическогодавления в
группе; используя социально-психологический подход,девиантологи пытаются
понять как взаимодействуют личностныекачества человека и ситуационное
давление на него приповеденческих отклонениях;
• если интерес социологии, персонологии и социальной психологиишире
интереса девиантологии, то область девиантологии шире
•
60 Глава I. Девиантология и изучение отклонений
области криминологии; криминологи изучают самый опасный вид отклонений -
преступность; однако не все виды поведенческих отклонений попадают под
категорию преступного поведения, поэтому девиантологи, в полной мере заимствуя
результаты криминологических исследований и теорий, работают в гораздо более
широкой области;
• базовой дисциплиной не только для девиантологии, но и для всехгуманитарных
наук выступает философия; философияинтересуется
"вечными" вопросами, на которые не можетответить наука: о смысле
жизни, о предназначении человека, ограницах познания и т.п.; важнейшим для
девиантолога разделомфилософии является этика - учение о том, как должен
житьчеловек, что для него благо, а что - зло; этические учения задаютобщие
представления о норме и отклонении и всегда значительновлияют на жизнь
человеческих, сообществ;
• в своем изучении человеческого поведения девиантолог долженсочетать
требования научной объективности и верность своейнраестеенной позиции;
избежать ловушек релятивизма ипретензии на окончательную истину ему
должно помочь умениеразличать ценностные суждения и отнесение к ценности; зная,
что личные ценности ученого неизбежно влияют на его работу,девиантолог вынужден
с особой тщательностью относиться ксвоим выводам и рекомендациям, зная, что на
нем лежит моральнаяответственность за их применение в жизни.
•
Глава I. Девиантология и изучение отклонений 61
Приложения к параграфу.
Социальные психологи считают, что переизбыток зарубежных фильмов на
наших телеэкранах - явно девиантное явление, вызывающее негативные последствия.
Вестернизация кинематографа.
О засилии зарубежных фильмов на нашем теле-рынке говорится и пишется
давно. Однако об истинных размерах возможных последствий тотальной
вестернизации кинематографа знает лишь небольшой круг специалистов.
*Толковый словарь английского языка Уэбстера так раскрывает значение
слова "вестернизация": "вестернизировать - оказывать влияние западными идеями и
обычаями".
Защитники западной теле-видео-продукции (представленной у нас фильмами,
в основном американского производства), возможно скажут, что зарубежные фильмы
намного превосходят отечественную кинопродукцию по многим показателям:
зрелищности, динамичности сюжета, качеству съемки и т.п. Однако, следует
помнить, что каково бы ни было художественно-эстетическое, профессиональное
качество американского фильма, он - продукт иного общества, иной культуры. Как
таковой американский фильм, возможно, в силу большей необычности своего
содержания и высокого профессионального мастерства его создателей, эффективнее
уводит какую-то часть публики от тягот российской жизни, эффективнее влияет на
формирование этоса самостоятельного молодого человека, но он не способен
формировать у отечественного зрителя чувства идентичности со своей культурой,
своим народом, судьбой своего общества. Между тем, это чувство - естественное
состояние человека как гражданина -важная функция любой национальной культуры.1
Американский социолог Г.Тернер пишет: "Получить контроль над
повседневной репрезентацией мира для нации - значит приобрести серьезную над
представлениями индивидов и себе и о друг друге. Это одна из причин того, что
во многих странах столь сильно обеспокоены господством США в производстве и
дистрибьюции фильмов и телепрограмм. Если мы понимаем наш мир (или нацию)
посредством его репрезентаций главным масс-медиа, иностранный контроль за этими
репрезентациями действительно угрожает связности понимания индивидом мира (или
нации). Американское господство над
62 Глава I. Девиантология и изучение отклонений
масс-медиа до некоторой степени превратило в норму американские образы
общества".(\Социс\№2.,1996г.)
Как мы можем увидеть, в мире серьезно обеспокоены господством
американских масс-медиа на национальных теле-видео-рынках, у нас же пока
особого беспокойства (по крайней мере на официальном уровне) не наблюдается. А
|
|