Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Девиантология :: Хагуров Т.А. - Введение в современную девиантологию
<<-[Весь Текст]
Страница: из 141
 <<-
 
         
Глава I. Девиантология и изучение отклонений	57
Релятивизм —
тенденция
рассматриеа
тъ нормы, как
относительн
ые,
изменчивые,
отказ         от
абсолютных
ценностей    и
абсолютной
истины
вольно или не вольно интерпретируем эти поступки и мысли в соответствии с нашей 
личной шкалой добра и зла - это одно из базовых свойств челове ческой психики. 
Ученый должен стараться
избегать субъективности и    стремятся к объективности,  но
полная объективность - недостижима. Более того, в чрезмерном
тъ нормы, как
относительн
ые,	.,
поразительную изменчивость человеческого поведения легко прийти к мысли, что не 
существует абсолютных ценностей и
изменчивые,       стремлении к ней может таиться опасность релятивизма. Видя
отказ         от абсолютных ценностей    и абсолютной истины
               норм. Раз их не существует, человек свободен в своем поведении - 
ведь все представления о добре и зле - относительны. Однако такая позиция, по 
определению безнравственна, поскольку позволяет оправдать любой поступок. Более 
того, вся история человечества доказывает пагубность подобной позиции. Общества,
 где аналогичные настроения преобладали, всегда в скором времени погибали и 
исчезали с исторической арены. Достаточно вспомнить эллинистическую Грецию или 
позднеимперский Рим.
      Наконец, наверное, самый важный аспект проблемы влияния ценностей связан 
с прикладными задачами девиантологии. Ведь мы должны не просто описывать 
поведенческие отклонения, но и давать рекомендации по их коррекции и 
предотвращению. А это заставляет нас с особой строгостью относится к своим 
выводам и предложениям - ведь ответственность за их применение будет целиком 
лежать на нас. Большая опасность связана со свойственным многим интеллектуалам 
тщеславием. Любой ученый хочет закрепить за собой открытие истины в области 
своих научных интересов. Но настоящий ученый всегда честен с собой и избегает 
окончательных выводов, если есть хоть малейшее сомнение в их достоверности. 
Подчиняясь профессиональной совести, он обязательно перепроверит все еще раз, и 
если нужно, проведет дополнительные исследования.
         
58   Глава I. Девиантология и изучение отклонений
      Современная девиантология развивается в очень сложном мире. Мире, где 
разрушены барьеры между культурами и культуры смешиваются друг с другом. 
Изменяется характер отношений между обществами, размываются привычные 
представления о нормальном и ненормальном, человечество сконцентрировало в 
своих руках небывалые возможности. Ученый, изучающий многообразие форм 
человеческого поведения, подвергается двум сильным искушения. Первое - это 
искушение релятивизмом, мы о нем уже говорили. Второе - это искушение 
претензией на конечную истину, часто связанное с попыткой обрести стабильность 
в изменчивом мире. Следует понимать, что релятивизм ведет к нравственной 
деградации, а слишком жесткая позиция не дает возможности воспринимать новое, а 
значит, ведет к интеллектуальной закостенелости. Поэтому девиантолог должен в 
полной мере не забывать и опираться на нравственный и нормативный опыт 
предшествующих поколений и обладать достаточно гибким мышлением, для 
беспристрастного восприятия нового. К тому же ученые в современном мире, как и 
остальные люди сталкиваются с мощным давлением на свое сознание со стороны 
массовой культуры и СМИ. Задача - крайне сложная, но делать нечего. И последнее 
- следует помнить, что наука не может научить человека, как ему жить. Наука 
объясняет и описывает окружающий мир. А цель и смысл жизни придают ценности - 
сфера влияния философии и религии. Вместе с тем, науки о человеке сегодня 
вынуждены давать человечеству советы по организации своей жизни. Для того, что 
бы эти советы были оправданы, и ученый не боялся брать на себя ответственность 
за их последствия, необходимо (помимо моральных качеств) профессионально 
владеть научными методами исследования поведенческих феноменов. О чем мы и 
поговорим в следующем разделе.
         
Глава I. Девиантология и изучение отклонений	59
Резюме:
• девиантология в полной мере заимствует достижения социологии,которая 
считается одним из ее  "родителей"; социологи изучаютто, как люди в процессе 
повседневных взаимодействий создают иподдерживают сложную реальность, 
называемую обществом; приэтом для социологов и девиантологов общим является 
интерес ктому,   почему   некоторые   члены   общества   отказываются   
отпривычных,      диктуемых     обществом,     моделей     поведения     
идемонстрируют склонность к девиантности;
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 141
 <<-