|
деятелей науки и искусства приходится, как правило, на молодые годы: до 30 лет
у химиков, 23 года у математиков, 32-33 года у физиков, около 30 лет у
изобретателей, 20-25 лет в хореографии, около 35 лет – в области музыкального и
поэтического творчества*. Еще раньше проявляются спортивные таланты. Вместе с
тем, на молодые годы приходится и «пик» негативных девиаций.
* Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.
Нет каких-то особых, специфических «причин» девиантности подростков и
молодежи. Но социально-экономическое неравенство, неравенство возможностей,
доступных людям, принадлежащим к различным группам (стратам), своеобразно
проявляется применительно к подросткам и молодежи.
Во-первых, во всех обществах понятия «старший» и «младший» означают не только
возрастные, но и статусные различия. «Понятие "старшинства" имеет не только
описательное, но и ценностное, социально-статусное значение, обозначая
некоторое неравенство или, по меньшей мере, асимметрию прав и обязанностей. Во
всех языках понятие "младший" указывает не только на возраст, но и на зависимый,
подчиненный статус»*. Различия возрастные оборачиваются социальным
неравенством.
* Кон И. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). М., 1988.
С. 85.
В российском обществе дети, подростки, молодежь страдают не только от
непонятости, заброшенности, репрессивных мер «воспитания», но и от неравенства
положения, неравенства шансов – по сравнению со взрослыми – получить жилье,
работу, вознаграждение за нее, защитить свои интересы. Подростки отличаются не
только повышенной девиантностью, но и повышенной виктимностью (способностью
стать жертвой).
Во-вторых, противоречия между наличными (и постоянно растущими) потребностями
людей и неравными возможностями их удовлетворения приобретают особенно острый
характер применительно к подросткам и молодежи. Бурное развитие их физических,
интеллектуальных, эмоциональных сил, желание самоутвердиться в мире взрослых
вступает в противоречие с недостаточной социальной зрелостью, отсутствием
профессионального и жизненного опыта, невысокой квалификацией (или отсутствием
таковой), а, следовательно и невысоким (неопределенным, маргинальным) статусом.
В-третьих, применительно к подросткам остро стоит проблема «канализирования»
энергии, социальной активности в общественно одобряемом или хотя бы допустимом
направлении, ибо молодость особенно нуждается в социальном признании,
самоутверждении опять же при недостаточных возможностях. Неудовлетворенная
потребность в самоутверждении приводит к попыткам реализовать себя не только в
творчестве (что достаточно сложно), но и в негативных формах активности
(«комплекс Герострата») – насилии, преступлениях (что «проще») или же приводит
к ретретизму, «уходу» в алкоголь, наркотики, из жизни.
Фундаментальное противоречие между потребностями и возможностями может быть
конкретизировано применительно к несовершеннолетним в современном российском
обществе, как, например, это делает Г. И. Забрянский*:
– противоречие между целями, к которым общество призывает стремиться
подростков, и теми легальными возможностями, которые оно им предоставляет для
их достижения;
– противоречие между расширением возможностей выбора в различных сферах
жизнедеятельности и сужением легальных средств реализации этих возможностей;
– противоречие между расширением потребностей в квалифицированном, престижном
и высокооплачиваемом труде и ограниченными возможностями их удовлетворения;
– противоречие между стремлением к богатству и ощущением невозможности его
достижения легальными способами;
– противоречие между необходимостью усиления социальной и правовой защиты
несовершеннолетних и ограниченными материальными возможностями общества.
* Забрянский Г.И. Социология преступности несовершеннолетних. Минск, 1997. С.
77.
Будучи непонятыми взрослыми, подростки объединяются в группы, образуют
подростковую субкультуру со своими ценностями, нормами, интересами, языком
(сленгом), символами, которая далеко не всегда отличается законопослушностью.
Если под культурой понимать специфически человеческий способ
жизнедеятельности, обеспечивающий социальное наследование*, а под образом жизни
– относительно устойчивые, типичные для конкретного общества (группы, класса)
формы жизнедеятельности, то сообщества с преобладанием ценностей, норм,
образцов поведения, отличных от господствующих в обществе («общепринятых»)
образуют ценностно-нормативные субкультуры (богемную, наркотическую,
религиозно-культовую, криминальную и др.).
* Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука
(логико-методологический анализ). М., 1983.
Субкультура формируется в результате интеграции людей, чьи взгляды,
деятельность и образ жизни противостоят (не соответствуют) господствующим в
обществе или провозглашаемым и принимаемым им, а потому им отвергаются
(порицаются, преследуются). Социально-экономические предпосылки образования
субкультур – социальная неоднородность, неравенство, несправедливость,
«социальная неустроенность» индивидов*. Социально-психологические факторы
формирования субкультурных сообществ – потребность людей в объединении,
психологическая защита, потребность быть «понятым», самоутверждение среди себе
|
|