Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Девиантология :: Гилинский Я. - Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других отклонений.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 216
 <<-
 
путем накопления трудностей, разрыва социальных связей, дисквалификации, 
кризиса идентичности. Появление «новой бедности» обусловлено тем, что «рост 
благосостояния не элиминирует униженное положение некоторых социальных статусов 
и возросшую зависимость семей с низким доходом от служб социальной помощи. 
Чувство потери места в обществе может в конечном счете породить такую же, если 
не большую, неудовлетворенность, что и традиционные формы бедности»***.
   * Погам С. Исключение: социальная инструментализация и результаты 
исследования // Журнал социологии и социальной антропологии. Т.Н. Специальный 
выпуск: Современная французская социология, 1999. С. 140-156.
   ** Lenoir R. Les exclus, un francais sur dix. Paris: Seuil, 1974.
   *** Погам С. Указ. соч. С. 147.
  
  Процесс «inclusion/exclusion» приобретает глобальный характер. Крупнейший 
социолог современности Н. Луман написал в конце минувшего XX в.: «Наихудший из 
возможных сценариев в том, что общество следующего (нынешнего. – Я. Г.) 
столетия примет мета-код включения/ исключения. А это значило бы, что некоторые 
люди будут личностями, а другие – только индивидами, что некоторые будут 
включены в функциональные системы, а другие исключены из них, оставаясь 
существами, которые пытаются дожить до завтра;... что забота и пренебрежение 
окажутся по разные стороны границы, что тесная связь исключения и свободная 
связь включения различат рок и удачу, что завершатся две формы интеграции: 
негативная интеграция исключения и позитивная интеграция включения... В 
некоторых местах... мы уже можем наблюдать это состояние»*.
   * Луман Н. Глобализация мирового сообщества: как следует системно понимать 
современное общество // Социология на пороге XXI века: Новые направления 
исследований. М., 1998. С. 94-108.
  
  Аналогичные глобальные процессы применительно к государствам отмечает 
отечественный автор, академик Н. Моисеев: «Происходит все углубляющаяся 
стратификация государств... Теперь отсталые страны "отстали навсегда"!... Уже 
очевидно, что "всего на всех не хватит'' – экологический кризис уже наступил. 
Начнется борьба за ресурсы – сверхжестокая и сверхбескомпромиссная... Будет 
непрерывно возрастать и различие в условиях жизни стран и народов с различной 
общественной производительностью труда... Это различие и будет источником той 
формы раздела планетарного общества, которое уже принято называть выделением 
"золотого миллиарда". "Культуры на всех" тоже не хватит. И, так же как и 
экологически чистый продукт, культура тоже станет прерогативой стран, 
принадлежащих "золотому миллиарду"»*. Надо ли говорить, что Россия не входит в 
группу стран «золотого миллиарда»?... По классификации И. Уоллерстайна (Центр, 
Периферия, Полупериферия), Россия относилась к Полупериферии, «хотя есть уже 
немало признаков того, что она деградирует в направлении Периферии»**, все 
быстрее откатывается на Периферию.
   * Моисеев Н. Н. Расставание с простотой. М., 1998. С. 360, 447.
   ** Pro et Contra. Проблемы глобализации. 1999. Т. 4. № 4. С. 227.
  
  Совершенно очевидны социальные следствия процесса «включения / исключения». 
Именно «исключенные» составляют социальную базу преступности и иных форм 
девиантности (алкоголизма, наркотизма, терроризма, проституции и др.). Так, 
«отчаяние молодых перед будущим, которое им кажется безысходным, лежит в основе 
делинквентного поведения, нарушений общественного порядка, столкновений с 
полицией»*. Неудивительно, что мировая девиантология и криминология активно 
обсуждают «inclusive/exclusive», как один из источников девиантного 
поведения"**.
   * Погам С. Указ. соч. С. 150.
   ** Finer С., Nellis M. (Eds.) Crime and Social Exclusion. Blackwell 
Publishers Ltd., 1998; Young J. The Exclusive Society: Social Exclusion, Crime 
and Difference in Late Modernity. SAGE Publications, 1999; Гилинский Я. 
Криминология: Теория, история, эмпирическая база, социальный контроль. СПб., 
2002.
  
  Итак, с нашей точки зрения, важным девиантогенным фактором служит 
противоречие («напряжение», strain) между потребностями людей и реальными 
возможностями (шансами) их удовлетворения, зависящими, прежде всего, от места 
индивида или группы в социальной структуре общества, степень 
социально-экономической дифференциации и неравенства.
  
  Для полноты картины нельзя не сказать, что социальная дифференциация, 
социально-экономическое неравенство и наличие аутсайдеров, «исключенных» 
являются... источниками прогресса и двигателями истории. Действительно, 
существование социальных групп разной степени удовлетворенности наличным бытием,
 конкуренция, рынок труда (с неизбежно присущей ему безработицей – 
«исключенными»), вообще разнообразие социальных слоев, групп с различными 
интересами (добиться большего, удержать свои позиции, переменить условия жизни 
к лучшему) и обеспечивают изменения, развитие производства, экономики, культуры,
 в том числе – через позитивные девиации. Всеобщее «равенство» приводит к 
стагнации, прекращению изменений и в конечном счете к гибели общества (всеобщее 
равенство достижимо лишь на кладбище).
  Девиантность, порождаемая противоречием между потребностями массы людей и 
неравенством возможностей их удовлетворения, может проявляться как в негативных 
формах – преступность, наркотизм, пьянство и т. п., так и в позитивных – 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 216
 <<-