|
функционирования в обществе девиантного поведения. В этой главе будет
представлена наша, авторская, позиция, столь же относительная и далекая от
Истины, как и все прочие.
С нашей точки зрения, не существует какой бы то ни было единой (пусть
«интегративной» или «синтетической») и специфической причины девиантности как
социального феномена в силу следующих обстоятельств.
1. Причинно-следственная связь – лишь одна из форм взаимосвязей и
взаимозависимостей между элементами целого, системы, причем связь, достаточно
жесткая и более или менее отчетливо выделяемая лишь на уровне относительно
простых, механических систем. Уже биологические, а тем более социальные системы
и протекающие в них процессы столь сложны, вероятностны, нелинейны, стохастичны,
что выделить «причину – следствие» оказывается принципиально невозможно. В
этом отношении социальные процессы «ближе» квантовой физике, нежели
классической механике.
2. Социальные девиации, о чем уже говорилось, – искусственный социальный
конструкт, не имеющий качественной определенности в реальной действительности.
Нельзя найти специфическую причину конструкта, причудливо меняющегося во
времени и пространстве по воле законодателя, власти или общественного мнения.
3. Проявления девиантности столь различны по содержанию – преступность и
самоубийства, злоупотребление алкоголем и коррупция, наркотизм и терроризм,
сексуальные «отклонения» и нарушение традиций, – что, конечно же, нет и не
может быть какой-то единой порождающей их причины.
4. Вероятно, имеются обстоятельства (факторы), наличие которых делает более
или менее вероятным девиантное поведение, а уж какую оно примет форму – чаще
всего зависит от случайности или индивидуальных особенностей субъекта. Вообще
случайность в современной науке играет неизмеримо большую объяснительную роль,
нежели причинность, жесткая детерминированность*.
* Бачинин В. А. Философия права и преступления. Харьков, 1999; Моисеев Н.
Расставание с простотой. М., 1998; Синергетика и методы науки / Под ред М А
Васина СПб., 1998.
Вместе с тем, оставить девиантность без каких бы то ни было объяснений –
значит отказаться от девиантологии как науки. Разрешение кризисной ситуации –
за новой, «сумасшедшей» теорией, которая вышла бы за пределы существующих
парадигм (и потому первоначально была бы категорически отвергнута...)*. Пока же
таковая не появилась (это задача молодых исследователей, не отягощенных грузом
накопленных знаний**), поразмышляем над некоторыми факторами, влияющими на
состояние, уровень, структуру, динамику девиантных проявлений.
* Подробнее см.: Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
** «Важные открытия в конкретных науках почти всегда делали посторонние люди
или ученые с необычным складом мышления» (Феперабенд П. Избранные труды по
методологии науки. М., 1986. С. 135).
Как всякое социальное явление (процесс) девиантность не может быть объяснена
«из себя самой», а лишь с позиции социального целого – общества, чью субстанцию
образует совокупность общественных отношений. Многие методологические трудности
при изучении преступности, пьянства, наркотизма, самоубийств возникают
вследствие попытки их исследовать и объяснить как самостоятельные,
изолированные феномены. Между тем каждое из этих (и других) социальных явлений,
будучи в конечном счете порождением общественной субстанции, социального целого,
общества, вплетено в систему общественных отношений данного социума и
«переплетено» с иными социальными феноменами, процессами.
Конечно, можно извлечь из арсенала девиантологии множество факторов, так или
иначе воздействующих на состояние и динамику девиантного поведения. Это и
экономические факторы (от цены на хлеб или на нефть до децильного коэффициента
и индекса Джини), и социально-демографические (пол, возраст, социальный статус,
этническая принадлежность и др.), и культурологические (принадлежность к той
или иной культуре, субкультуре, религиозной конфессии), и даже космические
(корреляционные зависимости между уровнем убийств, самоубийств, воровства и
солнечной активностью, фазами луны*). В результате факторного анализа можно
определить и относительный «вес» каждого фактора в «девиантогенном комплексе»
отдельных видов девиантности.
* Чижевский А. Л. Космический пульс жизни: Земля в объятиях Солнца.
Гелиотарак-сия. М., 1995. С. 350-405, 623.
Однако более глубоким нам представляется отыскание «ведущего звена» в
«девиантогенном комплексе», объясняющем различные проявления девиантности.
Другая задача – попытаться объяснить, какие факторы при наличии этого «ведущего
звена», «разводят» различные формы девиантности (почему при наличии одних и тех
же социальных условий некоторые люди совершают преступления, другие спиваются,
третьи кончают жизнь самоубийством, а кто-то «уходит» в научное, техническое,
художественное творчество).
Девиантность проявляется через действия, поступки людей. Между тем, все свои
действия человек совершает в конечном счете ради удовлетворения тех или иных
потребностей: биологических или витальных (в пище при чувстве голода, в питье
при жажде, в укрытии от неблагоприятных погодных условий, сексуальных или в
продолжении рода); социальных (в статусе, престиже, самоутверждении,
самореализации и др.); духовных или идеальных (поиск смысла жизни, цели
существования, бескорыстное стремление к знанию, творчеству, служению другим
|
|