|
тем следует отрубить голову... Христианина – мужчину или женщину, – если он
еретик, и того кто имеет дело с волшебством или с отравлениями... следует
подвергнуть сожжению на костре»**.
* Выпрягут и украдут лошадей или волов из плуга.
** Саксонское зерцало. М., 1985. С. 54-55.
В XIX в. вышла книга Ч. Ломброзо «Преступный человек» (1876), давшая
обобщенный портрет преступника (сплющенный нос, редкая борода, низкий лоб,
огромные челюсти, высокие скулы, приросшие мочки ушей...), а также портреты
различных типов преступников – убийцы, насильника, вора, поджигателя и прочих.
Оставалось только «опознать» их и – принять меры...
Постепенно закрадывавшееся сомнение в эффективности наказания, репрессии
привело к мысли о приоритетах превенции, предупреждения преступности и иных
проявлений девиантности*. Идея профилактики нежелательных для общества явлений
была значительным шагом вперед по сравнению с концепциями мести, воздаяния,
подавления. Однако, во-первых, провозглашенный примат профилактики отнюдь не
исключал репрессий и зачастую очень жестоких. Во-вторых, благие идеи превенции
оставались практически не реализованными или слабо реализованными. И что самое
главное: с первых шагов человечества и до сегодняшнего дня люди весьма
негативно реагируют на всех, кто «не такой, как все», не такой, как «мы», так
что в темницу, на виселицу или костер могли угодить не только Джек-потрошитель
и Ванька-Каин, но и Дж. Бруно, Г. Галилей, Ф. Достоевский...
* Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 231.
Известный российский криминолог А. М. Яковлев пишет: «Идея качественного,
существенного отличия преступника от остальных людей, персонификация зла, меняя
свое обличье, остается одной из самых устойчивых социально-психологических
категорий»*. Этот далеко не безобидный социально-психологический феномен берет
начало от фундаментального исторически сложившегося противопоставления «мы» и
«они»**. «Они» – это все, кто не «мы», это – «чужие», а следовательно,
подозрительные, таящие угрозу. Так, младенец может заплакать, увидев чужого (не
«своего»). Ребенок, видя на экране телевизора сражающихся, интересуется: «Это –
наши или... (фашисты, немцы, белые...)?». В годы советской власти тоталитарный
режим пытался всех делить на «нас» и «буржуев», «нас» и «врагов народа», на
«советский народ» и «чуждых советскому народу»... Отсюда же поиск «козлов
отпущения», виновных в голоде и чуме, недороде и засухе, войне и поражении.
«Козлом отпущения» могут стать мужчины для женщин (и наоборот), молодые для
пожилых (и наоборот), «инородцы» или «лимитчики» для коренного населения, «лица
кавказской национальности» (хотя таковой в природе не существует), наркоманы,
проститутки, гомосексуалисты для морализирующих обывателей и главарей
тоталитарных режимов, «сионисты» и «неверные» (последние для мусульман),
«убийцы в белых халатах» и т. д., и т. п., и несть им числа. «Козел отпущения»
позволяет «все социальные беды, несчастья и просчеты, конфликты и противоречия
общества... объяснить моральными пороками, злой волей определенной категории
людей. Козел отпущения меняет свое обличье, но его функция воспроизводится
вновь»***. И мы вновь и вновь, ничему не научившись, ищем и ищем виновных... И
еще: чем благополучнее общество, чем выше его респонсивность (А. Этциони) –
способность удовлетворять потребности членов общества, тем меньше нужда в
«козле отпущения», тем терпимее граждане, тем меньше нежелательных отклонений.
* Яковлев А. М. Теория криминологии и социальная практика. М., 1985. С. 27.
** См.: Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1966. С. 78-84.
*** Яковлев А. М. Указ. соч. С. 36. См. также: Mellema G. Scapegoats //
Criminal Justice Ethics. 2000. Vol. 19. N 1. P. 3-9.
Если раньше «им», «чужим» грозили кулаком, палкой, копьем, топором (в том
числе палач), то сегодня угрожают не только тюрьмой и электрическим стулом, но
и танками, авиацией, баллистическими ракетами, оружием массового поражения. И
хотя сторонники расширения оснований уголовной ответственности, усиления
репрессий, увеличения сроков лишения свободы, сохранения смертной казни,
восстановления каторги, конечно же против войны (разве что «точечные удары» или
«восстановление конституционного порядка»...) и исходят из самых благих
намерений – «ликвидировать» преступность (или – проституцию, распространение и
потребление наркотиков, сексуальные «извращения») – все же есть нечто общее у
всех борцов с «ними», не такими как «мы»: уверенность в своей правоте, в знании
«что такое хорошо, и что такое плохо» и прочная убежденность в возможности
«простых решений» сложнейших социальных проблем – с помощью запрета, силы и
репрессий.
Очень ценю строчки А. Галича:
Не бойся тюрьмы, не бойся сумы,
Не бойся мора и глада,
А бойся единственно только того,
Кто скажет: «Я знаю, как надо»!
Проблемы социального «зла» всегда привлекали ученых. Философы и юристы,
медики и педагоги, психологи и биологи – каждый с позиций своей науки изучали и
оценивали различные нежелательные явления, «отклонения» – преступность,
пьянство и алкоголизм, наркотизм, самоубийства, проституцию, гомосексуализм и
иные сексуальные «извращения» и т. п. При этом, однако, отсутствовал общий
подход, позволяющий объяснить казалось бы различные феномены социального бытия
|
|