|
гии, метафизики и жизни Древнего Китая. Эта книга явилась теоретической
базой для многих стилей конг-фу и других направлений искусства.
Рассмотрим восемь триграмм (по-вьетнамски: "бат куай до").
Термин "бат куай до" можно перевести как "восемь магических комбинаций". Старые
мастера говорили, что только тот, кто постигнет суть отношений ам-зыонг, пяти
превращений, восьми магических комбинаций, сможет познать энергию и дух в
себе самом.
Так же, как и пять первоэлементов, восемь триграмм связаны отношениями
порождения (синь) и разрушения (кхак).
Отношения "синь": небо — земля — гром — вода — гора — дерево —
огонь — водоем — небо.
Отношения "кхак": небо — земля, гром — ветер, вода — огонь, гора — низина,
т. е. все диаметральные связи (1—2, 3—6, 4—7, 5—8).
Все триграммы, кроме названия, имеют свою характеристику:
небо — творчество,
земля — исполнение,
гром — возбуждение,
вода — опасность,
гора— остановка,
дерево — проникновение,
огонь — сцепление, ясность,
водоем — радость.
Исходя из характеристик триграмм и их связей (порождающих и разрушающих),
можно рассматривать динамику развития любой ситуации. В некоторых школах
конг-фу тактика боя строится непосредственно по законам развития восьми
триграмм. Например, для того, чтобы выиграть сражение, необходимо прежде
творчество. Но творчество не способно себя проявить без послушного, податливого
11
тела. Первой фазой боя всегда является возбуждение, но тут нужна
осмотрительность, так как перевозбуждение таит в себе опасность. Поэтому
необходима остановка для того, чтобы реально оценить ситуацию. Следующий этап —
проникновение в противника. От качества "сцепления" с противником зависят
победа или поражение. В случае победы приходит радость, которая является
стимулом для новых творческих импульсов.
По отношению к противнику нужно пользоваться разрушающими связями. Если он
предельно активен, то ему нужно противопоставить свою податливость. В тот
момент, когда противник максимально опасен, спасти вас может только "сцепление"
с ним. Чтобы не дать ему "проникнуть в себя", необходимы возбуждение и
высокая чувствительность.
Три линии триграмм символизируют три стихии: нижняя — Землю, средняя —
Человека, верхняя — Небо. Соответственно эти линии обозначают: ноги, корпус и
руки; или тело, дыхание и дух; или начало, середину и конец движения.
Разорванная линия (ам) указывает на мягкость или открытость данного элемента.
Сплошная линия (зы-онг) обозначает жесткость или закрытость элемента. Например,
триграмма "огонь" (с. 11) может указывать на жесткость ног и рук, но мягкость
корпуса, или на жесткие начало и конец движения, но мягкую середину.
Следует помнить, что изучение восьми триграмм является делом многих лет, но
эта работа приносит изумительные плоды.
— Какая существует связь между кругом ам-зыонг, пятью элементами и
триграммами?
— Элементы ам и зыонг, пять первоэлементов и восемь триграмм можно сравнить
соответственнс с черно-белой, пятицветной и восьмицветной жи-вописями.
Представим, что художник изобразил один и тот же пейзаж с использованием этих
трех наборов цветов. Содержание полотна неизменно, но в каждом случае
восприятие пейзажа меняется. От количества элементов системы, при помощи
которой описывается мир, зависят плотность информации, перерабатываемой при
помощи данной системы, и эмоциональная окраска восприятия. Заметьте, что в трех
случаях изображения пейзажа художник будет пользоваться одними и теми же
законами живописи. Точно так же системы ам-зыонг, пяти элементов и восьми
триграмм связаны между собой и развиваются по одним законам. Они дополняют одна
другую, поэтому очень часто, чтобы более полно описать или проанализировать
интересующую проблему, пользуются всеми системами одновременно, включая также и
круг гексаграмм.
Если на циферблат, разделенный на 24 часа, нанести круг ам-зыонг, пять
первоэлементов и восемь триграмм, причем активное начало (зыонг) разместить
слева, а триграмму "небо" и первоэлементы "огонь" сориентировать на Юг, то есть
на О часов или 24 часа, то по такой системе на любое время суток можно
считывать всю информацию об активности внутренней и внешней сред.
По такому методу можно определить соотношение энергий планет и внутренних
органов, связи боевой техники с медитацией, выбирать способ ле-
12
чения, выполнять тактические построения, предсказывать вероятность тех или
|
|