|
разделяются, как
в Китае, на внутренние и внешние системы. Любое
из них включает в себя изучение традиционной
восточной медицины, боевой техники или внешней
работы (нгоай-конг) и внутренней работы (ной-
конг), состоящей в свою очередь из физического
и психического дыханий (кхи-конг), техники ме
дитации (тхьен). Обязательным в воинских школах
является изучение буддизма (дао фат) или даосизма.
Во Вьетнаме боевые искусства трактуются по-разному, в зависимости от
акцентирования одного из трех аспектов:
— во-бьен (чисто боевого),
— во-тхуат (магического или зрелищного),
— во-дао (духовного).
Наша школа относится к духовному направлению во-дао. Полное ее название —
Тхьеу-лам фат-сон. Первая часть Тхьеу-лам (храм Шаолинь) подчеркивает отношение
к другим боевым традициям Китая, а фат-сон (горный буддизм) — духовную
направленность. Эта школа семейная, в самом Вьетнаме о ней почти ничего не
известно. Она современная, так как впитала в себя много новых знаний, и в то же
время древняя, так как имеет старые корни. После смерти учителя (1988 г.) школу
развивают четыре мастера в Ханое.
Конг-фу (вьетнамское написание китайского термина "гун-фу") обозначает
"совершенствующийся человек". Это система совершенствования или
самосовершенствование в чем-либо. В последнее время слова "гун-фу" и "у-шу"
стали почти синонимами, хотя "у-шу" дословно переводится как "воинское
искусство".
Мой учитель говорил, что конг-фу — это каждодневное выполнение одной и той
же работы. Только так можно достичь мастерства. Иными словами, конг-фу — это
капля, которая способна разрушить камень.
Наша школа имеет свою эмблему (она восп-
5
роизведена на обложке). "Расшифровать" ее можно следующим образом. Круг
(ам-зыонг) символизирует принадлежность школы к философской традиции Древнего
Китая. Старое дерево указывает на древность ее. Молодой сильный дракон
олицетворяет дух, творческое начало, молодость и энергию. Дерево имеет корень,
ствол и ветви. В человеке — это ноги, корпус, руки; в макрокосмосе — Земля,
Человек, Небо; в микрокосмосе — тело, энергия, дух.
— Как в изучении во-дао используется круг ам-зыонг (инь-ян)?
— Круг ам-зыонг представляет собой графическое изображение отношений двух
противоположных начал: мужского (зыонг) и женского (ам). Он символизирует
единство. Изогнутая линия, делящая его на две равные части, указывает на
наличие в единстве двух противоположностей — ам и зыонг. Пассивное женское
начало обозначается черным цветом, активное мужское — белым или красным.
Условно систему ам-зыонг можно сравнить с черно-белым телевизором. В
видении мира в черно-белом изображении есть свое преимущество — простота
понимания и оперирования информацией в рамках этой системы.
Когда мы говорим: "добро и зло", "мужчина и женщина", "тепло и холод", мы
указываем на отношения ам-зыонг. В конг-фу эти отношения используются очень
часто. Смена элементов ам и зыонг является необходимым условием жизни, движения,
развития, боя.
В круге ам-зыонг можно увидеть принципы существования и взаимодействия
материи и духа, про-
странства и времени, движения и силы, жизни и смерти.
В конг-фу все элементы воинского искусства разделены по признакам ам-зыонг,
поэтому изучение одного элемента влечет за собой познание его антипода.
Рождается системность, целостность, исключается попадание в систему случайных
элементов. Так как высшей точкой мастерства является гармония, равновесие
противоположностей, то первым шагом к нему может быть только развитие этих
противоположностей. Принц Гаутама, живя во дворце и будучи изолированным от
внешнего мира, наслаждался всеми прелестями земной жизни; превратившись в
отшельника, познал все страдания этой жизни. И только после этого он стал
просветленным, стал Буддой. Тогда он изложил концепцию срединного пути —
счастье в "серости" (между черным и белым).
Вот некоторые примеры разделения элементов мира по принципу ам-зыонг:
зыонгамсолнцелунадухматерияэнергиясиладыханиепитаниевдохвыдохнапряжение
расслаблениесмелостьтрусостьзнаниеневежествовнешнийвнутреннийжесткиймягкий
6
верх низ
скорость сила
перемещение статика
нападение защита
тактика техника
содержание форма
победа поражение
По мере изучения воинского искусства ученику приходится ст
|
|