|
интересов неолитического человека куда превосходил современные потуги
взаимовлияния, если учесть, что человек этот устремлялся на край земли,
полагаясь только на собственные ноги.
Мы были вчера, мы есть сегодня и будем завтра. Мы хранители ремесла, столь
различные между собой, его жрецы и оракулы. Мы бытуем в боевом искусстве
народов не по принуждению воинского долга, а по состоянию души. По духовному
соответствию. Мы разные, потому что каждый из нас имеет право на собственную
ошибку. И это право, недоступное даже самому Богу, никогда не загонит истину в
чью-то персональную собственность.
Принято считать, что война отражает тупик общечеловеческих отношений. Она
бытует как бы на периферии просветленного разума и одухотворенного гуманизма.
Попытки же вообще сколько-нибудь повозиться с этой темой неизбежно увенчивались
ореолом милитаризма. Общество бережет свой разум от опасных парадоксов и
откровений. И все-таки мы имеем право разобраться в сути явления, микромодель
которого несет в себе каждый, кто занимается боевым искусством.
В нашем отечественном стане это явление долгое время прикрывалось пресловутой
"ролью народных масс", что в свою очередь принижало значение воинского
профессионализма, создавая культ всеобщего народного подвига по типу "шапками
закидаем". Однако можно вполне обоснованно говорить о независимости воительства
от стадных традиций всенародности. Дух поборчества не является продуктом
коллективного труда, коллективизм - явление всегда вторичное, поскольку требует
предварительной организующей силы. Только коммунистическое лицемерие способно
якобы возвышать его роль над личностью, при всем при том, культивируя на деле
символ личности и покрывая им мнимую идею народа.
Каким бы ни был коллектив, он всегда является придатком организаторского
таланта личности. Можно подумать, что войны выигрываются в окопах. Окопы
"народной" войны боеспособны только тогда, когда их вера в символ доходит до
фанатизма. Стихия народной вездесущности создала у нас культ дилетантов. Они
берутся за все, считая, что научиться можно чему угодно. Они ввергают страну в
экономический маразм, когда управляют ее экономикой, в политический кошмар,
дорываясь до власти, они кладут под нож многие тысячи человеческих жизней,
становясь вождями и полководцами. Дилетантизм - идеальная среда для триумфа
посредственности, прорывающейся в народные герои. Но есть и другой способ
общественного существования сословный. Дилетанты считают, что всему можно
научиться. В том числе и военному делу. Но как тогда быть с задатками, с
наследственной основой человеческой сущности? С таинствами времени, находящими
связь между всеми живущими? От отца к сыну не только прямая традиция, но и
опосредованный самой природой способ развития. Он создает едва преодолимый
барьер на пути тщедушных и предприимчивых дилетантов. Только редкие исключения
из них добиваются признания в чужой среде.
То, чему можно научиться в боевом искусстве, по большей мере связано с
двигательным навыком и внешним, сопутствующим образом. Редко этот образ
углубляют до внутренней трансформации, подчиняясь фанатизму дилетантов.
Интересно, что каждый ставший убежденным приверженцем какой-либо чужеродной
системы утверждает свое осознанное единство с ней. "Я понял, что она мне
наиболее близка, что я искал именно это" - говорит он, перечеркивая тем самым
главный критерий соответствия - бессознательное. Действительно, кто из вас
осознанно выбирал себе родство, происхождение, физический и психический задаток,
творческие склонности и потребности, темперамент и привычки? Все это -
следствие явлений, независимых от вас. Точно также выбором духовно-боевых
систем руководит идея похожести на нечто угаданное в вашей душе. Это именно так
ввиду отсутствия наследственного самурайства в России. Все остальное делает уже
разум. Потребность драться еще далеко не факт вашей исконной привязанности,
например, к годзю-рю. Первоначальный выбор жизненных интересов делают за нас
наши склонности. Они есть у каждого. Другое дело, слышит человек их голос или
нет. Здесь все типично. Среда обитания, ее социальный характер превращают все
многообразие человеческих склонностей и самопроявлений в абсолютную типичность.
Попытки научно обосновать происхождение склонностей достаточно противоречивы.
Прибавлю к ним и свою собственную точку зрения. Склонность - это способ
адаптации человека к социальной среде. Главная цель - быть полезным племени,
роду. Биологические особенности того или иного человека, подчиненные
наследственной передаваемости, делают более или менее целесообразным тот или
иной вид деятельности. Так формируется, с одной стороны, расположенность,
например, к рукотворному творчеству, а с другой - уже определенный тип человека
Действия. Прибавьте к этому десятки тысячелетий вашей наследственной цепочки и
получится образ, отражающий для вас путь вашей индивидуальности. Случаются,
конечно, здесь и исключения из правил. Например, художественная бездарность,
рожденная в семье великих художников. Впрочем, и с этим я могу поспорить. При
всей значимости наследственного задатка нельзя сбрасывать со счетов
воспитательный фактор. Профессионализм, по моему убеждению, подчинен именно
такому триглаву: задаток - воспитание - творчество. Очень часто в именитых
семьях можно наблюдать леность души у отпрысков великих родителей. Ребенок
прекрасно чувствует разницу между всеми прочими и его семьей. У него
притупляется инстинкт самоутверждения, ибо этого ребенка уже утвердило в жизни
имя его отца. Отсюда и последствия, которые вскорости резюмируются одним
беспощадным словом - "бездарность".
Говоря о воинской наследственности, следует распознавать разницу между
формальным воинством и воителями духа. Далеко не все носители воинской
доминантности с детства грезят погонами. Вот здесь уже решающим фактором
является воспитание. Да и надо сказать, сама современная армия далеко не всегда
|
|