|
д. Безусловно, традиция стеношного боя не могла не сказаться на отношении к бою
ногами.
Но ведь помимо стеношного в русской традиции существовали еще бои «сам на
себя» и «сцеплялкасвалка». И здесь дело обстоит иначе.
Вот что говорит австрийский дипломат XVI века барон Сигизмунд фон
Герберштейн в «Записках о Московских делах»: «Начинают они борьбу кулаками, а
вскоре… с великой яростью бьют ногами по лицу, шее, груди, животу и детородным
частям…» Другой заморский гость два века спустя, то есть в восемнадцатом
столетии написал: «Бойцы, когда бьют разом и руками и ногами, готовы, кажется,
съесть один другого, так свирепо выражение их лиц. А всетаки остаются лучшими
друзьями, когда дело кончено».
Традиция использования ног в бою обнаруживает не только многообразие
ударов, но и целые школы, практика которых характеризует крупнейшие центры
кулачного дела в России. Так, москвичи особо использовали разные виды подсечек
— хлестких ударов ногой с оттянутым носком. Удары эти известны по борьбе, как
особая группа элементов, но мало кто знает, что выполняются они не только по
ногам противника, но также в корпус, плечи и даже в голову! Вероятно, отсюда
известная поговорка: «Москва бьет с носка». Новгородцы особо почитали удары с
подкруткой, называемые «оплетами». Эта их страсть отразилась даже в устном
народном творчестве, например, в былине о Василии Буслаеве: «А иной дурак зашел
с носка, его по уху оплел». Или вот еще один очень любопытный пример, я бы даже
сказал, психологический набросок: «Пнул ногой двери железные, поломал засовы
крепкие» (Вольгабогатырь).
Удивительно здесь то, что воин обвешан оружием, что называется, «с ног до
головы». И вот перед ним «железные двери» с тяжелой оковкой. Казалось бы, без
топора или булавы не обойтись. Но ему это и на ум не приходит, и, как видим,
неспроста: он просто «пнул» ногой — и дело сделано. В это самое понятие «пнул»
в русском кулачном бою вкладывается целый метод, при котором боец усиливает
удар, проваливая в него корпус. Удар развивается прямолинейно, имеет большую
силу и рассчитан на то, чтобы сбить противника с ног, поскольку лежащий на
земле признается проигравшим. Удары русского кулачного боя, наносимые ногами,
по своей механике очень напоминают плясовую или камаринскую, как ее называли
раньше. В плясе отражается не только движение самого удара, но и тактическое
взаимодействие разных приемов, перемещения, реальные уклоны (свиля) и даже
отдельные сценки боя. Все это становится узнаваемым для тех, кто хоть раз видел
воочию русский кулачный бой.
«Бык» — объемный, глубокий удар. Выполняется из предварительного маха
ноги вперед, при котором колено должно подтянуться к плечу. Цель — сформировать
необходимую, высокую горизонтальную плоскость развития удара. Наносится всей
ступней в грудь противнику, с проваливанием собственного веса, что значительно
усиливает воздействие на атакуемую поверхность (рис.).
«Оплет» — так же, как и предыдущий удар, имеет довольно много
модификаций. Мы остановимся на базисной форме. Рис. 2. Выполняется согнутой
ногой сбоку при скручивающем движении коленом внутрь. По форме напоминает
пощечину, только проводимую не рукой, а ногой. Наносится ступней по плечам или
в голову противнику.
«Подсад» — в этом ударе бедро и голень не разгибаются. Нога, что
называется, закрепощена, выводится в удар согнутой примерно под прямым углом.
Удар выполняется снизу по наклоненному противнику. В бою, захватив ворот тулупа,
противника подтягивали на себя, заставляя его чуть податься корпусом вперед. В
этот момент и наносился удар. Защищенное плотной, зимней одеждой тело прекрасно
«держит» подобные удары. Тулуп вообще в кулачном деле вещь незаменимая. Как это
ни странно звучит, но он во многом позволяет кровавую бойню перевести в разряд
доброй состязательной утехи. (рис.)
Русский кулачный бой — система самобытная, во многом не имеющая аналогов.
И овладеть ею не так просто. Мастерство ведь в любом деле — результат
постоянной многолетней практики. Кроме того, в кулачном бою весьма характерна,
очень специфичная стилистика Движения. Техника ударов и защитных элементов как
бы нанизывается на движение, которое задает определенную ритмическую и
пластическую схему. Согласитесь, описать пляс не такто просто. Еще сложнее его
правильно выполнить на слух.
Пластика ушу здесь не может служить адекватным примером. А уж о рывковых,
концентрированных формах движения каратэ и говорить не приходится. Недаром
считается: лучше один раз увидеть… Однако это вовсе не означает, что затея
освоить кулачный бой или, еще шире, славянские боевые искусства — совершенно
безнадежная.
Характерный «пляс» кулачного бойца, практикующего бой «сам на сам», — это
не столько отголосок древнего ритуала, сколько действо сугубо функциональное.
Приплясывание, притопывание ногами, «поведение» плечами есть, по сути,
обеспечение постоянной расслабленности тела перед планируемой атакой или в
подготовке отражения атаки противника. Эти действия, включая аэробные
физиологические процессы, обеспечивают быстроту реакции, устойчивость к
стрессам, широкую амплитуду движений, более четкую их координацию. Во всех тех
случаях, когда стройные линии (стенка) отсутствуют, главное требование к стойке
бойца — стоять не твердо, а устойчиво. Устойчивость же достигается благодаря
балансированию, где задействованы голеностопные, коленные и тазобедренные
суставы, поперечнопоясной сгиб, поясница, плечевой пояс и шейный сгиб. В
защите устойчивость позволяет, удерживаясь на ногах, пропустить мимо себя,
|
|