|
из одного или нескольких самых именитых, известных бойцов. Их могли приглашать
и со стороны, из другой деревни. «Голова», помимо личного участия в бою,
определяла тактическое построение сражения.
Техника стеношного боя в определенном смысле отличалась от сечи. Это было
вызвано, вопервых, тем, что сеча формировалась как атрибут дворянского
поборческого уклада и имитировала бой рубящим оружием, о чем мы уже говорили.
Вовторых, определенная теснота стеношного боя затрудняла выполнение
реверсивных ударов сечи. А боец в ней может представлять опасность для своих же,
случайно оказавшихся рядом, ибо в сече, что называется, бьют невзирая на лица,
то есть их просто не разбирают.
Собственно сечу никак нельзя причислить к бою «сам на сам» по той причине,
что разворачивается она против соперника значительно численно превосходящего.
Это обстоятельство главным образом и влияет на техническую и методологическую
базу сечи. В предыдущем занятии читатели познакомились с механическим принципом
секущего удара. Должен сказать, что таких ударов существует великое множество.
Мы применяем около тридцати.
Важнейшей особенностью сечи является обязательное использование реверса
или инерции уже нанесенного удара, которая выводит руку по общей с ударом
траектории и таким образом формирует следующий удар. Силу в такой удар не
вкладывают, а используют лишь естественную тяжесть предплечья + скорость его
движения + сокращенные мышцы ладони. Данное обстоятельство наилучшим образом
иллюстрирует общерусскую традицию прикладного боя — удар (бросок) не должен
быть энергоемким, как это принято на Востоке, «концентрированным». Он
выполняется в половину, даже в треть силы. При правильном построении удара его
с лихвой хватает на серьезный поражающий эффект. В двух словах это можно
выразить так: поражающий эффект удара зависит не только от силы или энергии, в
него вкладываемой, но в значительной степени и от самой конструкции удара.
В практике нашего сегодняшнего урока — несколько базовых форм. Еще раз
хочу напомнить, что, вопервых, плечо не должно быть закрепощено в момент
формирования удара, а вовторых, нельзя забывать об использовании импульса,
идущего в бьющую поверхность от локтевого сустава. Импульс этот выражаем —
рывковым движением.
К естественной тяжести в сече прибавляется еще и утяжеление предплечья
сыромятными ремнями. И последнее. В сече не существует ортодоксальной базы. В
случае освоения вами самого метода, вы можете смело моделировать базу секущих
ударов, имитируя такие движения, как подача мяча в волейболе, движение руки при
метании диска, движение руки при ударе теннисной ракеткой и т. п. Сеча — это
имитация! И еще. Новички все удары пытаются выкладывать в кулак, однако после
23 лет занятий кулак, как правило, уступает место ладони. Удары ладонью имеют
множество преимуществ перед кулаком, описывать которые я не буду, оставляя
возможность самим читателям познать их в практике сечи. И помните, что при
правильно сформированной конструкции удара ваши пальцы никогда не пострадают!
НАКИДУХА (распалина). Удар относится к серии вертикальных ударов, то есть
его траектория проходит в этой проекции. Выполняется свободным посылом согнутой
руки впередсверху. Удар имеет большой поражающий эффект (кинограмма 1).
Вариант выполнения удара с наклоном корпуса вперед. Из положения Уключный
Устав выполняем наклон корпуса. Удар развивается инерционно, за движением
корпуса. С нарастающим ускорением выводим руку в распалину (рис.).
КИЙ — традиционная форма в стеношном бою. Удар выполняется молотом кулака,
выбрасываемого вперед в горизонтальной проекции.
Локоть в этом ударе держится постоянно на весу. Предплечье, инерционным
вращением в локтевом суставе, возвращается в исходное положение и продолжает
кий в серии ударов (рис.).
Русский кулачный бой — картина всегда яркого, азартного состязания. К
традиционной атрибутике, о которой я говорил выше, создающей его неповторимый
образ, относится и система заговоров, пришедшая из языческой древности.
Предлагаю поклонникам пополнить свои коллекции одним из таких заговоров.
«Стану я, раб божий, благословясь, пойду перекрестясь, из избы в двери,
из ворот в вороты, в чистое поле, на восток, в восточную сторону, к Окиянморю,
и на том святом Окиянморе стоит стар мастермуж, и у того святого Окиянморя
сырой дуб крековастый, и рубит тот мастермуж своим булатным топором сырой дуб,
и как с того сырого дуба щепа летит, тако же и от меня (имя) валится на сыру
землю борецбоец, добрый молодец, по всякий день и по всякий час. Аминь
(трижды). И тем моим словом — ключ в море, замок на небе, от ныне и до века»
(из собрания М. Забылина. 1880 г.).
Поговорим еще об одной стороне кулачного боя — технике ударов… ногами.
Вполне очевидно, что отношение к таким ударам у бойцов было неоднозначным. Так,
прославленные казанские суконщики — непревзойденные мастера стеношного боя,
считали их «грязной» техникой. Не допускали подобные удары и рязанцы. Почему?
Возможно, в этом сказывалась психология самого стеношного боя. Давайте
представим такую картину: зима, на льду реки (а стеношные бои проводились
преимущественно на таких площадках) сходятся плотно стоящие ряды бойцов. Все
они — в толстых и тяжелых тулупах (одежда прекрасно амортизирует и удерживает
удар. В кулачном бою есть даже способы защиты воротом тулупа). Основной
тактический прием — удержание стенки строя, что достигается плотным прижатием к
плечу товарища.
Уже это предполагает малую надобность использования ног как
инструментария боя. Вопервых — скользко. Вовторых — тесно. Втретьих —
трудоемко — большой вес, если считать и тулуп, приходится на опорную ногу и т.
|
|