|
то внутренняя работа
Очень трудно определить, какие стили следует относить к шаолиньским, ибо в
разных концах Китая существуют стили, занимающиеся которыми свято уверены, что
стиль идет чуть ли не от самого Бодхидхармы.
Сейчас к шаолиньским стиля обычно относят стили практиковавшиеся и
практикующиеся в монастыре постоянно и стили, носители традиций которых
проживают в настоящее время вне монастыря, но шаолиньское происхождение которых
несомненно.
В настоящее время к таолу шаолиньского кулачного искусства с уверенностью
можно отнести следующие: сяо хунцюань (малый хунцюань), да хунцюань (большой
хунцюань - 3 комплекса), паоцюань (пушечный кулак), чжаоянцюань (кулак
обращенный к солнцу мэйхуацюань (кулак сливы мэйхуа), тунбицюань (кулак
пронзающих рук), цзиньганцюань (алмазный кулак), синьиба (захват сердца и
мысли) и ряд других. В парные таолу входят: лохэцюань (кулак шести соединений),
ухэцюанъ (кулак пят соединений), "72приема Цзюэюаня" и другие. Основные вид
оружия: шест, копье, широкий меч-дао, прямой меч - цзянь, пернач, крюк тигриной
головы, серп для травы, лопата с полумесяцем, девятизвезный хлыст,
трехсекционный цеп, кинжал, алебарда - цзи, трезубец. К смешанным таолу
относятся: "голыми руками против широкого меча", "с голыми руками против копья",
"с голыми руками против кинжала", "алебарда против копья", "широкий меч против
копья", "шест против копья", "серп для травы против копья", "пара широких мечей
против копья", "шест высотой до бровей против копья", "костыль против копья",
"костыль против шеста высотой до бровей", "девятизвенный хлыст против шеста" ,
"пернач с хлыстом против копья", "цеп против копья" и многие те другие.
Помимо всего этого в шаолиньском ушу есть методики циньна (болевых
захватов, заломов, удушении и т.п.), специальные методы боя на короткой
дистанции, трактат "Ицзин-зин" ("Канон изменений в мышцах") и множество методов
жесткой и мягкой наработки.
Специфическая манера шаолиньского ушу состоит в том что подъемы и
опускания, наступления и отступления происходят по одной линии, подъемы
поперечные - опускания продольные. Так как шаолиньское ушу утверждалось в боях
считают, что атака и защита должны происходить фронтально или с боковой стороны,
незачем тратить силы и ходить кругами. Бытует поговорка: "кулак бьет на
пространстве где может улечься корова". Это означает, что в бою наступления и
отступления делаются на два-три шага, поэтому при занятиях шаолиньским ушу нет
ограничений по площадке и оборудованию.
Кроме того, в шаолиньском ушу при ударах кулаком (ладонью) рука согнута в
локте - и в то же время не согнута, выпрямлена - и в то же время не выпрямлена,
это вызвано необходимостями реального боя. Рука слишком выпрямилась - не
остается сил на возвращение, и если сильный противник схватил ее, то сможет
причинить вред, если рука слишком согнута - то может не достать до цели.
В шаолиньском кулачном искусстве требуется согласованное использование
трех внутренних координаций (сердца и мысли, мысли и ци, ци и силы) и трех
внешних координаций (кистей и стоп, локтей и коленей, плеч и бедер). Манера
шаолиньских кулачных методов такова: движешься - подобно ветру, стоишь -
подобен вбитому гвоздю, тяжел - словно железо, легок - словно листок,
защищаешься - словно девственница, нападаешь - как свирепый тигр. Есть
поговорка: "у кулака есть форма, у удара нет формы". Ее смысл в то том, что
кулак при тренировке таолу увидеть можно, но и реальной схватке из-за
молниеносной скорости трудно разглядеть его форму. Правило кулачного искусства
гласит: "нет приемов и блоков - будет лишь один удар, появились приемы блоки -
ударов будет несколько десятков".
К прикладным методам также относятся правила "внешне свиреп - внутри
спокоен", "поднять шум на востоке и атаковать с запада", "указать вверх и
ударить вниз", "пустое и полное используются параллельно", "есть методы для инь,
есть методы для ян". Движения мощные и ловкие, смысл глубокий - и выражен
просто.
Шаолинь характеризуется шестью иероглифами: наработка, соответствие,
храбрость, быстрота, свирепость и подлинность.
"Наработка" означает, что мастерство должно быть совершенным. Как гласит
поговорка, "кулак бьет тысячу раз, а корпус движется естественно". В действиях
кулаками нужно чтобы проникновение в суть достигало сверхъестественности, чтобы
была живая маневренность, нужно демонстрировать "один прием на одну позицию", в
атаке есть защита, в защите есть атака.
"Соответствие": ци должно двигаться в соответствии с делаемым, защиты
должны согласовываться с атаками помогая силе и следуя форме, не нужно входить
в свое столкновение с надвигающимся приемом, "четырьмя лянами можно извлечь
тысячу цзиней".
"Храбрость" - это решительность. Появилась возможность - и атакуешь без
колебаний.
"Быстрота" - это скорость. В движении подобен - убегающему зайцу,
окидываешь взглядом - будто летящий лебедь.
"Свирепость" означает, что в движениях должна быть сила.
"Подлинность" - это означает, что не надо тренировать красивых пустых движений,
прием за приемом, форма за формой. Если не удар - то защита, но в защите есть
удар, в ударе есть защита.
При этом в шаолиньском ушу обращают огромное внимание на трансформации
пустого и полного, в стратегии прорабатывают принцип "встречаешь жесткое мягкой
трансформацией, встречаешь мягкое жестким наступлением". В закалке основным
методом является "столбовое настаивание" (стойка мабу).
"Столобовое настаивание"- база шаолиньского кулачного искусства, важнейший
способ тренировки сил
|
|