|
ычуаньскую
и хэнаньскую. Главный секрет этих школ в длинном вдохе и коротком выдохе. По
существу, упражнение заключается в следующем:
стоя прямо, трижды выдохнуть старый воздух через рот;
согнуться вперед в поясе и вытянуть руки вниз;
сжать кулаки и поднять их к груди с таким напряжением, как если бы это был груз
весом 1000 цзиней; во время этого движение нужно вдохнуть и направить ци в
пупок и в руки;
выпрямляясь, вытолкнуть сначала лекую, а потом правую ладони вперед, избегая
дыхания через рот, чтобы не было каких-то побочных эффектов. В следующий раз
руки выталкиваются вверх или в стороны, но всегда сохраняется циркуляция ци.
Когда руки выталкиваются вверх, ци идет в подмышки, а потом к кончикам пальцев.
Когда руки выталкиваются в стороны, ци переполняет пупок;
вернуть руки в исходное положение (к бедрам). При этом оттягивая руки назад
сжать кулаки и напрячь мышцы рук, тянуть руки назад как бы сопротивляясь
действию тяжелого груза.
Постоянство - вот главное в этих упражнениях. Эффект проявляется не сразу, и
успех достигается терпением.
"Жесткое" и "мягкое"
Всех бойцов, в зависимости от их мастерства, можно разделить на три уровня.
Уровень бойца зависит от того, в какой степени он овладел "мягким" и "жестким".
Боец высшего уровня не является ни "мягким", ни "жестким", он сочетает и то, и
другое одновременно. Противник не может противостоять его действиям, его
движения невозможно предугадать. Его пальцы кажутся мягкими, но когда они
касаются цели, то действуют как зубила. Побежденный враг не может сказать, чем
и когда его ударили. Короче, лучшие мастера выглядят и действуют "мягко", но
достигают таких результатов, которые обычно связывают с чудовищной силой и
"жесткостью". Высшего уровня искусства невозможно достичь за короткое время.
Боец среднего уровня значительно слабее. Очень часто талантливый ученик
останавливается в развитии на этом уровне из-за отсутствия хорошего учителя. Он
не может добиться гармонии "мягкого" и "жесткого". Иногда такой ученик
развивает какую-то часть тела очень сильно, но в дисгармонии к целому, что
только вредит ему. Он может напугать своих противников могучим внешним видом,
но если встретит мастера высшего уровня, то его развитые мышцы не способны
противостоять мягким движениям искусного противника. Что толку тогда от его
мощных мышц? Бойцу среднего уровня не хватает знаний, чтобы добиться гармонии
"мягкого" и "жесткого". Он мало знает о тренировке стоек и еще меньше о
правильном дыхании, двух важнейших предпосылках успеха. Он не может добиться
гармонии пустого и наполненного. Такой боец полагается только на силу рук и ног,
поэтому конечный результат низок. Не следует стремиться к такому уровню
мастерства.
Боец низшего уровня еще хуже. Он просто жалок. Даже хороший учитель мало
поможет ему из-за наличия стойких ошибок. Как правило, чрезмерное физическое
развитие мешает ему добиться гармонии движений всего тела. Если боец среднего
уровня проигрывает потому, что у него слишком много "жесткости" и не хватает
"мягкости", то боец низшего уровня вообще знает только "жесткость". Для этого
низшего уровня мастерства характерны следующие четыре упражнения:
Втыкание пальцев в песок. Это общеизвестное упражнение делает пальцы крепкими,
как сталь.
Удары ногами по столбу. Удары по столбу, закопанному глубоко в землю, хорошо
укрепляют ступни ног. Это упражнение было особенно популярно в Гуандуне.
Выдергивание гвоздей. Используя только кончики пальцев, ученик пытается
выдернуть гвозди из доски. Это упражнение тоже было популярно в Гуандуне.
Набивка ладони. Ученик бил ребром ладони по краю стола до появления мозоли.
Потом ученик бил ребром ладони по камням, пока рука не становилась крепкой, как
сталь. Такая ладонь кажется ужасной новичку, но она не страшна "мягкому" бойцу.
Таким образом, высший уровень искусства означает гармонию между "мягким" и
"жестким", боец среднего уровня предпочитает "жесткое" "мягкому", а боец
низшего уровня знает только "жесткое".
Пять наставлений
Достижению гармонии "мягкого" и "жесткого" способствует правильное начало. Для
достижения цели следуйте пяти наставлениям:
Постепенное развитие. Ученик должен начинать без спешки. Если первоначальные
занятия проводятся слишком интенсивно, то работа внутренних органов может быть
нарушена, а внешние органы могут испытывать сильную боль. Китайский бокс имеет
плохую славу из-за большого количества травм во время занятий. Почти все эти
травмы - результат слишком большого количества упражнений, слишком быстрого их
выполнения или результат необдуманной демонстрации силы. Все подобные нарушения
связаны с отсустсвием хорошего учителя. Монах Динсин сказал об этом так:
"Боевое искусство - это средство продления жизни, а не сокращения ее".
НАстойчивость - ключ к успеху. Многие интересуются боевыми искусствами,
некоторые достигают в них определенного уровня, но только один из тысячи
становится мастером. Поче
|
|