|
атем как бы возникает пауза, на самом деле в этот момент начинается следующее
движение. Все движения начинаются мягко и расслабленно, но это не значит, что
они слабые — в мягкости всегда должна таиться жесткость, в жесткости рождается
мягкость.
2. Поясница является основой; туловище начинает движение, руки его продолжают.
Поясничная область как бы соединяет верхнюю и нижнюю части тела. Подвижная
поясница обеспечивает подвижность всего тела. В области поясницы располагается
центр тяжести.
Не может быть сильного и энергичного движения при слабой пояснице. В
тайцзицюань движение в поясничной области играет очень большую роль. Движение
зарождается в пояснице, затем переходит в плечи, проходит через руки и
достигает кистей и пальцев. Аналогичным образом движение распространяется вниз:
начинается в пояснице, опускается в колени и наконец достигает стоп. Существует
такая поговорка: «Сила тела и девяти суставов исходит из поясницы». Чередование
состояния «опустошенности» и «наполненности» происходит благодаря попеременному
сокращению боковых мышц в области поясницы. Когда сокращаются мышцы левой
стороны, тогда ощущение «наполненности» возникает в левой ноге, а ощущение
«опустошенности» — в правой, и наоборот.
Всякое движение начинается с движения в пояснице, а затем передается в руки,
которые двигаются вперед и назад, сгибаются и выпрямляются, перемещаются по
дугообразным траекториям.
3. Симметрия, согласованность, подвижность.
Корпус во время всех движений должен быть прямым, мышцы — расслабленными, все
движения должны быть легкими, согласованными, положения устойчивыми. Одним из
способов достигнуть этого состояния является следующий: «Если хочешь подняться,
сначала опустись; если хочешь пойти влево, сначала сделай шаг вправо; двигаясь
вперед, опирайся на то, что сзади; если сначала тянешь, то потом толкай. Сгибая,
думай как выпрямить». В тайцзицюань каждое движение как бы уравновешивается
другим. Это создает огромный внутренний потенциал в теле и устойчивость его
положения.
Когда положение устойчивое, то движения сами собой выполняются легко и мягко,
все тело становится подвижным.
4. Жесткое и мягкое друг друга дополняют; ритм четкий.
Если правильно чередовать напряжение и расслабление, жесткость и мягкость,
быстрые и замедленные движения, то возникает ощущение внутреннего ритма. У
каждого движения свой характер и своя логика, говорят: «убирай руку, как будто
натягиваешь лук, выпрямляй руку, как будто пускаешь стрелу».
5. Движения четкие, удары точные.
В упрощенном комплексе тайцзицюань все движения выполняются очень четко. Любое
движение глаз, рук, корпуса или ног имеет оборонительный или атакующий характер.
Поэтому, поняв назначение даже самого сложного движения, его легко выучить. В
любом случае движение должно выполняться четко и удар или блок должны быть
точными.
6. Дыхание естественное.
При выполнении движений тайцзицюань дыхание должно быть глубоким, долгим,
тонким, ровным и мягким. Начинающим не следует специально контролировать свое
дыхание, оно должно быть естественным. Конечно, дыхание должно быть связано с
движениями, но это должно происходить естественным образом.
Обычно, когда движение направлено к себе, туловище поднимается, а рука или нога
сгибаются, выполняется вдох; когда движение направлено от себя, туловище
опускается, рука или нога выпрямляются, выполняется выдох.
Изучение комплекса можно разбить на три
этапа:
• Первый этап.
Сначала надо освоить базовую технику перемещения, движения рук и ног. Надо
овладеть правильным положением тела во время движений и подготовиться физически
к выполнению комплекса. Это самый важный этап в изучении тайцзицюань, он
закладывает основу.
• Второй этап.
Далее следует изучить каждое движение комплекса отдельно. Добиться
|
|