|
Накапливание цзин, собирание шэнь
Весь процесс своего совершенствования в выплавлении, длившийся более десятка
лет, господин Ван Липин для нашего репортажа разделил на девять этапов,
составил подробные тезисы и поэтапно все осветил. Сейчас он приступает ко
второму этапу, а именно «контролю над сердцем и пестованию сердечной природы»,
внимание в нем по-прежнему сосредоточено на закалке природы сердца, но , по
сравнению с этапом «раскаяния в ошибках», это более высокий уровень, трудность
его больше, требования строже, внешние условия в период совершенствования более
жесткие. Задача совершенствующегося состоит в том, чтобы накопить энергию цзин
и собрать энергию шэнь, сосредоточить внимание на обеспечении сохранности шэнь,
чтобы на самом себе понять тонкие изменения , происходящие внутри тела, и
породить необычные способности из обычного.
На этот раз Учителя перевели Ван Липина для самосовершенствования в земляной
погреб. Погреб был очень тесным, темным и сырым, он не проветривался и, с точки
зрения расхожих представлений, для занятий не годился. Но в том, что три старца
выбрали специально такое особое место для тренировки Липина, был свой глубокий
смысл. Этот смысл, думаем, состоял вовсе не в том, что они просто хотели «в
суровых условиях воспитать необыкновенного человека», то есть использовать
отрицательные факторы среды для положительной цели. Мотивы были, как нам
кажется, более конструктивные. Возможно, резон состоял в том, что погреб
глубоко уходит в землю, что он темный и сырой. По соответствию Пяти Элементам,
то, что ниже поверхности земли, относится к Земле, там сильно ци Земли. Темное
же – это предел Инь, когда Инь доходит до предела, то рождается Ян. Сырое в
Пяти Элементах соответствует Воде, источнику жизни. В расположении Восьми
Триграмм, как в Порядке Прежнего Неба, так и в Порядке Последующего Неба, и
земля Кунь и Вода Кань находятся внизу. В «И чжуань», комментарии «Книги
Перемен» говорится: «Достижение начала Кунь способствует рождению Тьмы вещей ,
и тогда направление движения соответствует Небу. Когда Кунь в изобилии,
взращиваются вещи, Дэ соединяется с безграничным, держащий во рту драгоценность
излучает великое сияние, оценка вещей полностью благоприятна». В «Лао-цзы» в
«Дао следует естественности» почитание и сохранение середины в покое и пустоте
относится к добродетелям Кунь. В изображении триграммы Кань черты Инь находятся
снаружи, черта Ян – в середине. « Ян погружен в Инь, снаружи пусто, а внутри
полно». В «И чжуань» сказано: « /Чтобы / в рискованных действиях не потерять
доверия к себе, благоприятно связывать сердце, тогда твердостью достигается
верность». Не потому ли три старца использовали для закалки Липина погреб?
Ван Липин, конечно, не понимал, с какими целями Учителя заставили его
заниматься в погребе. Он спрыгнул туда и , как они велели, в каждом из его
четырех углов зажег по три курительные свечки. Крошечный погреб очень скоро
наполнился дымом, Липин же принялся заниматься в позе лотоса. Сначала он
занимался спокойно. Но дым становился все гуще и гуще, да плюс еще этот сырой
холодный воздух, дым опускался вниз и атмосфера сделалась такой спертой, что
трудно было дышать. Ван Липин снова не смог удержаться от «своенравной выходки»,
он громко закричал: «Задыхаюсь!», чтобы Учителя выпустили его. Подошедший Ван
Цзяомин одернул его, велел, чтобы строго исполнял задание, а не орал. Без
прохождения этой заставы прежние результаты в конечном счете разрушатся, а с
точки зрения дисциплины, за непослушание полагается строгое наказание. Пришлось
Ван Липину подчиниться и делать так, как сказал Учитель.
Сидение в позе лотоса в тесном , сыром и душном погребе действительно было
трудно выдержать. «Раз Учителя уже заперли дверь, – подумал Ван Липин, – они
больше не придут. Почему бы мне не изменить позу, не расслабить немного мышцы,
не устроиться поудобнее?» И он прислонился к стенке погреба, поднял вверх руки
и вытянул ноги. Но как только так устроился, пред глазами вдруг что-то блеснуло,
внутренность погреба мгновенно преобразилась. Он превратился в зал,
наполненный светом, перед ним чинно сидели Дед-Учитель и Отцы-Учителя, манерой
и убранством напоминающие небожителей. Дед-Учитель с покрасневшим лицом
легонько коснулся пола перед собой метелкой из перьев, которую держал в руке, и
строго сказал: «Лихо! Обыкновенный мальчишка, а, надо же, смеет ломать перед
нами комедию и надеется, что это пройдет. Если ты стал учеником, клятва должна
быть прежде всего, ты должен сам выполнять ее, присутствует ли Учитель или нет.
Способ обретения Дао заключается в том, что Учитель передает тебе поучение
словом. А ты сам должен прилагать усилия к совершенствованию в выплавлении.
Если же поступать как ты, если сердце твое будет полно грехов, а ты не
вычистишь их заранее, не будешь контролировать сердце и пестовать природу, Дао
тебе не обрести». Закончив речь, он закрыл глаза. Двое младших Учителей –один
поднял вверх палку и не опускал ее; другой, тряхнув, развернул веревку и так
остановился. Оба вместе сказали: «Хочешь обмануть Небо и ослепить Дао,
беспутный ученик!» Ван Липин мгновенно бросился на колени и, глотая слезы,
закричал: «Ученик ошибся! Больше не будет!» Когда поднял голову и оглянулся,
ничего уже не было, в погребе , как прежде было темно, тесно, сыро и душно. Но
в ладонях ощущалась боль, а ноги оказались крепко связанными. Тогда только он
понял, что Учителя прибегли к магическому приему, чтобы наказать его. Ван
Липину стало невыразимо совестно, он начал понимать, как высоко мастерство
Учителей, и как его собственное сердце еще нечисто. И как он далек еще от Дао.
Никогда больше он не посмеет своевольничать и умничать, только всем сердцем
будет стремиться к Дао и сейчас приложит все свое мастерствок достижению
«контроля над сердцем и пестования природы» и «сохранения середины в покое и
пустоте». Когда Ван Липин добился того, что мог просидеть в погребе в позе
лотоса и с зажженными свечами две стражи, Учителя начали изучать с ним
«Внутреннее мастерство укрепления умственных способностей классической
|
|