Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Путь Воина (Буси-До) :: Китай :: Ци-Гун :: 300 Вопросов о цигуне
<<-[Весь Текст]
Страница: из 164
 <<-
 
6 Прежнее название - Институт клинической и экспериментальной медицины СО РАМН. 
Обзор исследований института представлен в приложении 2 к настоящему изданию.
7 См. приложение 1 к настоящему изданию.
8 Харбин: Ветка русского дерева. - Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1991. - С.
 137-148. Очерк был впервые опубликован в 1945 г. с подзаголовком "Давняя быль".


жету очерка к молодой жене главаря банды хунхузов, страдающей от абсцесса на 
ладони, приглашают сначала китайского, а затем русского врача. Китаец помазал 
воспалившееся место дурно пахнущей черной мазью, но состояние больной только 
ухудшилось, за что бандиты решили заморозить лекаря насмерть. Русский же врач 
храбро вскрыл и продезинфицировал нарыв, и болезнь моментально прошла. После 
этого хунхузы не только заплатили русскому врачу большой гонорар, но и 
освободили от наказания его незадачливого предшественника, с тем чтобы тот 
поступил в ученики к своему более искусному коллеге. Так западная медицина 
торжествует, а значение китайской умаляется.
"Говоря о китайской народной медицине, мы разумеем ту медицину, которая уже 
отжила свой век, уступив дорогу, совместно с другими отраслями знания, науке, 
общей всем культурным странам, - новейшей медицине", - такими словами обобщал 
ситуацию доктор И. Мозолевский в своем обзоре, написанном в конце 20-х гг.9
Так полагали не только европейцы, но и многие образованные китайцы. Символично, 
что выдающийся политический деятель и мыслитель Китая, первый президент 
Китайской Республики Сунь Ятсен получил образование и профессиональную 
подготовку в английском медицинском колледже в Гонконге, а затем работал 
хирургом (!) в португальской больнице в Макао.
Нельзя сказать, что в первой половине XX в. развитие цигуна прекратилось 
полностью. Не прерываясь ни на день, традиционные школы продолжали свою работу, 
в том числе подготовку новых мастеров. Продолжали свою плодотворную 
деятельность и десятки тысяч народных целителей. Однако цигун (в меньшей 
степени - другие виды традиционной медицинской практики) утрачивает свои 
официальные позиции. Его чуть ли не стесняются из-за видимой ненаучности. Вслед 
за нетерпеливыми европейцами образованные китайцы начинают воспринимать 
позитивистскую науку как единственно возможную основу для последующих 
интерпретаций. При этом никому и в голову не приходит, что может быть два (если 
не больше) одинаково справедливых объяснения одного и того же явления, никак не 
пересекающихся друг с другом либо пересекающихся в очень дальней перспективе. 
Так естественная тяга к овладению западной наукой чуть было не обернулась 
полным забвением собственных достижений.
9 Мозолевский И. Китайская народная медицина // Вестн. Маньчжурии. - 1929. - ь 
I. - С. 60.

В свою очередь, первое знакомство европейских медиков с опытом их китайских 
коллег состоялось в XVII в., а уже в следующем столетии отдельные приемы 
иглоукалывания и прижигания широко применялись в терапевтических целях. Однако 
данный эксперимент в истории науки словно специально подчеркнул малую 
эффективность и нежизненность заимствования  некоторого набора практических 
предписаний в отрыве от теоретических знаний. Сохранилось даже парадоксальное 
свидетельство об отношении к таким методам: в конце XIX в. в одной из 
французских больниц пациенты взбунтовались против "врачей-колольщиков".
Случай этот при всей его анекдотичности наглядно показывает, что ни врачи, ни 
тем более пациенты не понимали механизма действия иглоукалывания. Лишенная 
теоретических обоснований, акупунктура оказалась подобной экзотическому цветку, 
сорванному в неведомом, далеком лесу и без корней обреченному на увядание. 
После того как мода на китайские методики прошла, они исчезли в Европе (включая 
Россию) почти без следа, и в 30-50-е гг. уже нашего столетия пришлось 
возрождать их практически заново.
Освоение достижений традиционной китайской медицины в нашей стране, начавшись 
еще во второй половине XIX в.10, приобрело особую интенсивность благодаря 
тесным связям между СССР и КНР в 40-50-е гг. Большое число советских врачей 
находилось в тот период на учебе или практике в Китае. После возвращения на 
Родину многие из них продолжили применять в лечебной практике методики, 
освоенные во время стажировки. На рубеже 50-60-х гг. их усилиями издается целый 
ряд оригинальных и переводных работ как теоретического, так и сугубо 
практического характера", проводится несколько специализированных конфе-
10 Обзор исследований по китайской медицине в России до 1917 г. см.:
Страшун И.Д. Общебиологические взгляды врачей древнего Китая // Из истории 
науки и техники Китая: Сб. статей. - М., 1955; Ибрагимов И.И., Ибрагимова В.С. 
Китайская национальная медицина. - Ташкент: Медгиз УзССР, 1959. - С. 61-63; 
Мальцев Т.П. К истории чжень-цзютерапии в России // Военно-мед. журн. - 1959. - 
ь 11.
11 Чжу Лянь. Руководство по современной чжень-цзютерапии: иглоукалывание и 
прижигание. - М.: Медгиз, 1959; Вогралик В.Г. Слово о китайской медицине. - 
Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1959; Он же. Основы китайского лечебного 
метода чжень-цзю. - Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1961; Кассиль Г.Н., 
Боева Е.М., Вейн А.М. Лечение иглоукалыванием. - М.: Знание, 1959; Тыкочинская 
Э.Д. Иглоукалывание и прижигание. - Л.: Медгиз, 1960; Фын Лида, Парамененков Д.
Л. Иглотерапия и прижигание: Чжень цзю-терапия. - Л.: Медгиз, 1960.

ренций и совещаний12. Сформировались признанные центры по восточной 
(пунктурной) рефлексотерапии: в Ленинграде, Горьком, Казани, Улан-Удэ. 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 164
 <<-