|
неразбериха и растерянность, поэтому говорится, что испуг есть хаос ци.
Чрезмерная задумчивость приводит к тому, что движение ци тормозит его свободную
работу, транспортировка через селезенку и желудок ослабевает, поэтому говорят,
что задумчивость есть связывание ци. Следовательно, все семь чувств имеют с ци
очень тесные связи.
Чтобы исключить разрушительное воздействие семи чувств, добиться телесного
здоровья, необходимо сохранять оптимистическое настроение, держать душу
открытой, удалить посторонние мысли из собственного сердца. В сочинении "Канон
Великого благоденствия" ("Тай пин цзин")* в главе "Способ с помощью веселья
отогнать бедствия" ("И лэ цюэ цзай фа") как раз по поводу значения оптимизма
говорится, что "именно веселье может гармонично соединить инь и ян", "веселье
изначального ци порождает процветание". Поскольку упражнения цигуна
способствуют тому, чтобы сердце человека было спокойным, а настроение ровным,
исключают посторонние мысли, помогают расслабиться и обрести оптимизм, они
являются действенным способом регуляции семи чувств.
20. ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ "ШЕСТЬЮ ПОРОКАМИ" (ЛЮ ИНЬ). КАК ОНИ СВЯЗАНЫ С ЦИ
"Шесть пороков": ветер, холод, жару, сырость, сухость, огонь - называют также
"шестью элементами природы" (лю ци), подразумевая под этим шесть различных
видов климатических изменений. Люди постепенно узнали особенности этих
изменений, выработали определенные способы адаптации к ним, поэтому нормальные
"шесть элементов природы", как правило, не вызывают болезни. Только когда
климатические изменения необычно суровы либо сопротивляемость человеческого
организма понижена, "шесть элементов" могут превратиться в патогенные факторы.
Воздействуя на организм, они порождают недуги, и тогда "шесть элементов"
называют "шестью пороками". Термин "порок" указывает на чрезмерность. Поскольку
"шесть пороков" - это, по сути, нездоровое ци, то для них также используют
название "шесть зол". Они относятся к категории внешних причин болезней, при
этом:
1) многое зависит от погоды в тот или иной сезон и условий проживания. Например,
весной много болезней ветра, летом много болезней жары. В месяц, продлевающий
лето*, и в начале осени, равно как и при условии долгого проживания во влажных
местах, возникает много болезней сырости. Глубокой осенью много болезней
сухости, а зимой - болезней холода;
2) болезнь может быть вызвана пагубным ци одного из "шести пороков", но могут
также ци двух и более "пороков", одновременно вторгнуться в организм и породить
заболевание. Например, ветер и холод порождают простуду, сырость и жара -
жидкий стул, ветер и холод - насморк и т.д.;
3) в процессе распространения болезней "шесть пороков" могут не только влиять
друг на друга, но и при определенных условиях превращаться друг в друга.
Например, зло холода, проникнув внутрь, может превратиться в жар; при долгом
воздействии жары и сырости эти два зла могут превратиться в сухость,
причиняющую урон силе инь и т.д.;
4) пути проникновения "шести пороков" внутрь - через кожный покров либо через
горло, нос, либо через то и другое одновременно. Поэтому болезни "шести
пороков" называют также болезнями внешнего заражения.
Возникновение, развитие и изменение заболеваний связаны с силой или слабостью
организма больного и с сущностью болезнетворных факторов. "Шесть пороков" - это
злой ветер, злой холод, злая жара, злая сырость, злая
сухость, злой огонь. Когда эти виды внешнего зла вторгаются в организм, они
обязательно сталкиваются с сопротивлением здорового ци. В китайской медицине их
столкновение называется схваткой между здоровьем и пагубным ци. Считается, что
такие симптомы, как зябкость, жар, озноб, потовыделение, появляющиеся в
процессе внешнего заражения, отражают столкновение здорового ци с пагубным,
после того как последнее проникает внутрь организма. Это клиническое проявление
схватки здорового и пагубного. Ухудшение или улучшение в процессе болезни
определяется соотношением сил: если побеждает здоровое ци, а пагубное отступает,
то болезнь проходит, если же пагубное ци торжествует, а здоровое умаляется, то
она усугубляется.
Выполняя упражнения цигуна, можно поддержать здоровое и отогнать пагубное,
повысить способность своего организма сопротивляться и отражать агрессию
внешних зол. Поэтому цигун стал одним из важнейших методов лечебной физкультуры.
2). ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ "ЦЗИН", "ЦИ" И "ШЭНЬ". КАКОВЫ СВЯЗИ МЕЖДУ НИМИ
Цзин, ци, шэнь являются необходимым материалом для жизненных процессов в
человеческом организме. В древности люди говорили: "У неба три драгоценности -
солнце, луна, звезды. У человека три драгоценности - цзин, ци, шэнь".
Цзин (эссенция, семя) есть тончайшая субстанция человеческого тела. В широком
смысле - это все цзин человеческого тела, включая цзин пяти плотных органов. В
узком смысле - это цзин органов размножения. Цзин также делится на два вида:
предыдущего неба (пренатальное) и последующего неба (постнатальное)*.
Пренатальное цзин - то, что зародыш получает от родителей. В разделе "Духовная
точка опоры" в главе "О каналах" ("Цзин май лунь") говорится: "Когда человек
рождается, прежде уже образовалось цзин". Цзин последующего неба преобразуется
из питья и еды. В "Простых вопросах" в главе "О различении каналов" ("Цзин май
бе лунь") сказано: "Пища поступает в желудок..., цзин вливается в каналы...
питье поступает в желудок, затем переливается в цзин и ци". Это - указание на
постнатальное цзин. Пренатальное и постнатальное цзин поддерживают друг друга и
взаимопревращаются.
|
|