|
шести полых органов*.
Функциональное воспроизводство плотных и полых органов опирается главным
образом на ци этих органов. Что же называется "цзан-фу ци"? Название "ци
плотных и полых органов" ("цзан-фу ци") относится к истинному ци в тот период
времени, когда, пройдя через каналы и коллатерали, оно достигает этих органов
либо исходит из них. К примеру, если у какого-нибудь человека истинное ци в
недостатке, то и цзан-фу ци тоже ослаблено, что неизбежно уменьшает функцию
этих органов. В частности, недостаток ци сердца может вызвать раздражение,
учащенное сердцебиение, бессонницу, мелькание сновидений и другие невротические
симптомы; в тяжелой форме это может быть выражено в летаргии, потере сознания,
слабоумии, бреде, диких воплях и других болезненных проявлениях психического
расстройства. Кроме того, недостаток ци сердца способствует застою прохождения
крови, что проявляется в синюшном цвете лица, холоде в четырех конечностях,
вплоть до появления таких симптомов, как головокружение, нервное истощение,
короткое дыхание, потливость.
Если недостает ци легких, то может ослабнуть дыхательная функция, что, в свою
очередь, может повлиять на образование истинного ци. Это ведет к нехватке
различных категорий ци во всем теле, проявляется в общей усталости и бессилии,
коротком дыхании, беспричинном потовыделении и других симптомах. Если ци легких
утрачивает свою роль жидкостной регуляции, то может образоваться закупорка фибр
и пор (кожи), которые перестанут пропускать пот, и т.п. При утрате ци свойства
опускаться вниз может возникнуть водянка, энурез, малое количество мочи.
По поводу ци селезенки и желудка Е Тяньши, живший при династии Цин, говорил:
"Всасывает пищу в основном желудок; переносит и перерабатывает в основном
селезенка;
селезенка должна поднимать вверх, что обеспечивает здоровье; желудок должен
опускать вниз, что обеспечивает гармонию". Селезенка поднимает "чистые ци" (цин
ци) - тонкие ци "воды и зерна"; желудок опускает "грязные ци" (чжо ци). Если
чистые ци не поднимаются, то тогда грязные ци могут не опускаться; и наоборот,
если грязные ци не опускаются, то это может повлиять на поднятие вверх чистых
ци. В результате могут появиться такие болезненные симптомы, как отсутствие
аппетита, переполнение желудка, тошнота, отрыжка, плохое пищеварение, диарея,
обложенный язык и др.
В целом недостаток ци плотных и полых органов может привести к неизбежному
разрегулированию функций соответствующих органов, вызвать различные заболевания.
Для того чтобы усилить цзан-фу ци, необходимо увеличить концентрацию,
транспортировку и накопление истинного ци. Только выполняя упражнения цигуна,
можно усилить функции истинного ци.
16. ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ ИНЬ-ЯН. КАКОВЫ СВЯЗИ МЕЖДУ ЦИ И ИНЬ-ЯН
Инь-ян - это концепция дуализма*, который люди древности видели в различных
взаимосвязанных событиях и явлениях природы. Обычно говорят, что к ян относится
все деятельное, внешнее, поднимающееся вверх, теплое и горячее, светлое,
дееспособное; к инь относится все косное, внутреннее, опускающееся вниз,
холодное и застывшее, темное, расслабленное.
Применительно к структурам человеческого тела теория инь-ян имеет следующее
толкование: верхняя часть тела принадлежит ян, нижняя - инь; поверхность тела -
ян, внутренняя часть - инь; спина - ян, живот - инь; шесть полых органов - ян,
пять плотных органов - инь. Об этом как раз сказано в разделе "Простые вопросы"
в главе "О ценности жизни и совершенстве формы" ("Бао мин цюань син лунь"):
"Рожденное человеком имеет форму, неразрывно связанную с инь и ян".
При объяснении патологических изменений теория инь-ян оказывается чрезвычайно
тесно связанной с концепцией ци. Она объясняет возникновение болезней
нарушением баланса между инь и ян в результате-одностороннего расцвета или
одностороннего упадка. Происхождение и развитие болезней связано с двумя
факторами: с иммунным действием истинного ци (чжэн ци) и патогенным действием
пагубного (вредоносного) ци (се ци). Их взаимодействие и борьбу
можно объяснить с помощью теории инь-ян. Болезнетворные факторы делятся на
иньские и янские. Истинное ци включает в себя две составляющие: иньское цзин и
янское ци. Янские болезнетворные факторы способствуют одностороннему расцвету
ян в ущерб инь, что проявляется в "болезнях жара". Иньские болезнетворные
факторы способствуют одностороннему расцвету инь в ущерб ян, что проявляется в
"болезнях холода". Слабость янского ци не позволяет ему взять верх над инь,
отчего происходят "болезни холода", вызванные слабостью ян и расцветом инь; и
наоборот, дефицит иньского цзин (эссенции, семени) не позволяет контролировать
ян, отчего происходят "болезни жара", вызванные недостатком инь и чрезмерностью
ян. Поэтому при всей сложности и изменчивости заболеваний всех их можно
объединить исходя из концепции диспропорции инь и ян: "победа инь означает
холод (озноб), победа ян означает жар;
слабость ян означает холод, слабость инь означает жар".
В области диагностики недостаток янского ци относится к разделу "иньских
болезней", нехватка иньского цзин - к разделу "янских болезней". Соответственно
поверхностное, жаркое, наполненное принадлежит ян; внутреннее, холодное, пустое
- инь. При установлении диагноза прежде всего следует ясно различать истинное
ци и пагубное ци, разделять инь и ян. Например, при визуальном диагнозе все
яркое, красочное относится к ян, тусклое - к инь. При диагностике на слух к ян
относятся звонкие звуки, а к инь - слабые и прерывистые. При пульсовой
диагностике такие характеристики, как поверхностность, учащенность, большая
гладкость, наполненность, относятся к ян; глубина, замедленность, малые перебои,
|
|