|
ет контроль за семенной жидкостью, не допуская ее потерь. Двигательная и
контрольная функции ци по отношению к крови заключается в том, что ци, с одной
стороны, способно стимулировать ее движение, а с другой - может контролировать
распространение крови. Только так и может осуществляться регулярное
кровообращение. Нехватка ци, ведущая к ослаблению функции двигательной силы,
может вызвать нарушения кровообращения, вплоть до возникновения застоя крови;
нехватка ци, ведущая к ослаблению контрольной функции, легко может вызвать
кровотечение.
Функция превращения ци. Следует отметить взаимные превращения цзин, ци, флюидов
и крови. В разделе "Простые вопросы" в главе "Инь и ян соответствуют Великому"
("Инь ян ин сян да"), сказано: "Цзин превращается в ци". В комментарии Ван Бина
к данному разделу говорится: "Превращение ци есть порождение цзин, гармония
вкуса есть рост тела". Цитаты показывают, что между цзин и ци существуют
отношения взаимного превращения. В разделе "Простые вопросы" в главе "Секретный
свод о [лекарстве] Линлань" ("Линлань ми дянь лу") сказано: "Мочевой пузырь
управляет "округами и областями", в нем накапливаются жидкие выделения, а
превращение ци дает возможность их выпускать". В данном отрывке под
превращением ци подразумевается мочеиспускательная функция мочевого пузыря.
Все пять функций, хотя и имеют различия в некоторых проявлениях, тесно
сочетаются при использовании.
В целом цигун является тренировкой ци человека. Его содержание можно выразить в
двух положениях: 1) указание на тончайшую материю, из которой состоит
человеческое тело и за счет которой в нем поддерживаются жизненные процессы; 2)
указание на физиологические функции системы плотных и полых органов. Между
этими положениями существует взаимосвязь. Поэтому китайская медицина считает,
что "ци - это вид основной материи, поддерживающей жизнедеятельность
человеческого тела". Движение ци в цигуне является важным средством, которое в
Древнем Китае способствовало профилактике и лечению болезней. Воздействие на
истинное ци человеческого тела с помощью цигуна играет чрезвычайно важную роль
в поддержании телесного здоровья.
14. КАКОВА СВЯЗЬ МЕЖДУ ЦИ И КРОВЬЮ
Ци и кровь* являются основными материальными субстанциями жизнедеятельности
человеческого тела. Их хотя и можно разделить, но нельзя противопоставить друг
другу,
между ними существуют тесные связи взаимополагания и взаимодействия.
Ци есть наставник крови. Кровь образуется следующим образом: накопленные ци
взаимодействуют с мельчайшими материальными частицами "воды и зерна",
поступающими через селезенку и желудок, после чего направляются в легочный
канал, где вступают во взаимную реакцию с легочным ци (фэй ци). Образовавшаяся
кровь протекает вдоль каналов и коллатералей вместе с ци. Управление кровью в
сердцем, сохранение крови в печени, соединение крови в желчном пузыре - все это
является результатом направляющего воздействия ци плотных и полых органов.
Кровь с самого начала и до самого конца неотделима от ци. Ци может "порождать
кровь", "двигать кровь", "контролировать кровь", поэтому и говорят: "ци есть
наставник крови".
Кровь есть мать ци. "Ци движет кровь". В этом высказывании поясняется, что
циркуляция крови подталкивается ци, подчеркивается также функция ци в качестве
наставника крови. В свою очередь, интегральная функция ци всего тела, которая
способствует физиологической деятельности различных органов, также
осуществляется посредством питания из крови. Поэтому и говорят: "кровь есть
мать ци".
Взаимополагание ци и крови (цисюэ) формирует главную материальную основу
жизнедеятельности человеческого тела. Как сказано в "Каноне о трудностях"
("Нань цзин")* в главе "Трудность двадцать вторая", "ци обдувает, кровь
обрызгивает"*. Используя друг друга, они протекают по всему телу, двигаясь без
передышки, непрерывно осуществляя обмен веществ, помогая росту и развитию тела,
способствуя физиологической и иной деятельности. Поэтому древние говорили: "Как
только ци и кровь застаиваются, тут же возникают болезни; ци и кровь движутся -
и болезни сами излечиваются". Если "между кровью и ци нет гармонии, то в
результате изменений появляется сто болезней". Это еще раз указывает на тесную
взаимосвязь между ци и кровью и их крайне важную роль в жизнедеятельности
человеческого тела*.
15. ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ ПЛОТНЫМИ И ПОЛЫМИ ОРГАНАМИ (ЦЗАН-ФУ). КАКАЯ СВЯЗЬ СУЩЕСТВУЕТ
МЕЖДУ ЦИ И ПЛОТНЫМИ И ПОЛЫМИ ОРГАНАМИ
В китайской медицине научная теория о плотных и полых органах называется также
концепцией внешнего облика внутренних органов. Пять плотных органов (цзан) -
это
сердце, легкие, селезенка, печень, почки. Шесть полых органов (фу) - это
желчный пузырь, желудок, толстый кишечник, тонкий кишечник, мочевой пузырь,
тройной обогреватель. Функцией плотных органов является преобразование и
накопление цзин и ци; функция полых органов - разложение "воды и зерна" и
выведение шлаков. Так, в "Простых вопросах" в главе "О различении пяти
хранителей" ("У цзан бе лунь") говорится: "Так называемые пять хранителей
сохраняют цзин и ци, но не выделяют из себя;
поэтому они наполнены так, что их нельзя больше заполнять. Шесть полых органов
переносят и изменяют субстанцию, но не накапливают; поэтому их можно заполнять,
но нельзя наполнить". Таковы различия в физиологических функциях пяти плотных и
|
|