|
испускаемую врачом-цигунотерапев-том информацию в инфракрасных лучах*. Опираясь
на этот принцип, успешно создали терапевтический прибор, клиническое применение
которого дало определенный лечебный результат.
В последние годы отчеты об изучении цигуна из разных мест показывают, что
научный подход к этому явлению способствовал новому поступательному движению* в
таких областях знания, как теоретические основы китайской медицины (например,
концепция каналов и коллатералей, ци и крови), медицинская профилактика,
медицинская геронтология, физкультура и спорт, познание возможностей
человеческого тела и т.д. В этом плане следует особо указать на деятельность
Научно-исследовательского совета по цигуну Всекитайского научного общества
традиционной медицины (иначе называемого "Китайское научно-исследовательское
общество по цигуну"), который был официально основан 12 сентября 1981 г. С
этого времени у занимающихся цигу-ном впервые в истории появилась руководящая и
организующая структура всекитайского масштаба, что должно способствовать
расширению клинической практики и научно-экспериментальному изучению цигуна.
11. ПОЧЕМУ ЦИГУН
НАЗЫВАЮТ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРОЙ С КИТАЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ СПЕЦИФИКОЙ
Цигун в Китае имеет долгую историю. Исследования показали, что уже надписи на
бронзе, относящиеся к династии Чжоу (XI-VIII вв. до н.э.), содержат сведения о
цигуне, который, правда, не назывался тогда цигуном. На памятнике культуры
начала периода Чжаньго - нефритовой подвеске с надписью о движении ци - уже
были зафиксированы теоретические постулаты и указания о способах выполнения
цигуна. Они были вырезаны на 12 поверхностях нефритового стержня. В самом
раннем из ныне изве
стных в Китае медицинских канонических сочинений - "Каноне о внутреннем Желтого
императора" ("Хуанди нэй цзин") - также содержатся описания цигуна. В более
поздних письменных памятниках, относящихся ко всем династиям, встречаются
подробные сведения о данном явлении.
Цигун в Китае очень распространен. С древности и до наших дней многие и многие
тысячи людей занимались упражнениями цигуна, что повышало их защищенность от
болезней, укрепляло тело, способствовало оздоровлению.
Китайский цигун имеет множество разновидностей и содержит исчерпывающе полный
набор форм, которые могут выполняться в положениях лежа, сидя, стоя, в движении.
Есть динамические и статические формы, а также сочетания тех и других.
Цигун отличается от обычных видов физкультуры и спорта. Он не предполагает
напряженного физического движения, рассчитанного на короткий период времени.
Осознанное выполнение упражнений, основанных на принципах цигуна, играет
главную роль в постепенном урегулировании физиологических функций человеческого
тела, при этом главное внимание уделяется внутреннему движению. Имеются в виду
как регуляция функциональной деятельности внутренних органов тела, так и
тренировка цзин, ци и шэнь.
В терапевтической области цигун основывается на теории традиционной китайской
медицины, которая диалектически использует концепции недостатка или наличия сил
инь и ян, а также учение о крови и ци, каналах и коллатералях и т.п. Например,
человек, страдающий от недостатка ян, применяет методы концентрации (и шоу),
страдающий от недостатка инь - методы цигуна для последовательного перемещения
ци. Больной с высоким давлением должен концентрироваться на точке юн-цюань,
больной с низким давлением - на точке бай-хуй. В целом при выборе видов
упражнений учитывают тяжесть заболеваний, специфические особенности болезней,
влияние окружающей среды и этапы развития одной и той же болезни у разных людей.
12. ПОЧЕМУ БЫЛИ ПОДЪЕМЫ И СПАДЫ В РАЗВИТИИ ЦИГУНА
В развитии цигуна были приливы и отливы, обусловленные следующими причинами.
1. Ци, на котором основана вся методология цигуна, нельзя ни увидеть, ни
потрогать. Большинство занимающихся цигуном используют восемь определенных ощу-
щений: ломоту, онемение, разбухание, жжение и т.д., - однако некоторые не могут
уловить их, считают это мистикой, а потому не доверяют лечебно-оздоровительным
возможностям цигуна.
2. Среди многочисленных школ и направлений цигуна выделялись такие, как
даосское, буддистское, конфуцианское. Они сыграли определенную роль в
распространении цигуна, но придали ему мистическую окраску рассуждениями о
долгой жизни без старости, о том, что познавший Путь достигнет небес, о
лицезрении богов и духов.
3. Некоторые шарлатаны, выдавая себя за мастеров цигуна, занимались различными
аферами, сбывали фальшивые лекарства, обманным путем собирали деньги, и тем
самым наносили ущерб репутации цигуна.
4. Многочисленные школы отвергали друг друга, нападали друг на друга, в
результатие чего страдали и те, и другие.
5. Некоторые люди в ходе занятий цигуном наносили вред своим внутренним органам,
поскольку гнались за быстрыми успехами, не овладевали главными требованиями к
выполнению упражнений, не следовали принципам и не уделяли внимания основным
пунктам учения, в результате чего возникали различные осложнения, что, в свою
очередь, порождало подозрения и недоверие к цигуну.
6. Профилактика и терапия с помощью цигуна способствовали оздоровлению
организма. Однако в пропаганде этих эффектов подчас не знали меры. Утверждали,
например, что "у цигуна неограниченные возможности", "цигун может излечить все
болезни" и т.д. Такие высказывания не только не приносили пользу делу, но и
оставляли у людей неблагоприятное впечатление.
|
|