Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Путь Воина (Буси-До) :: Китай :: Ци-Гун :: 300 Вопросов о цигуне
<<-[Весь Текст]
Страница: из 164
 <<-
 
не связанные с акупунктурой, то она вообще не распространялась по организму.
Таким образом, правы оказываются отнюдь не скептики, а те ученые, которые 
выдвинули концепцию "третьей регулирующей системы", принципиально отличающейся 
от нервной и гуморальной. По формулировке А. Жирмунского и В. Кузьмина, функция 
ее состоит в переносе информации и регулировании функционального состояния 
различных частей организма. Общепризнанного объяснения конкретного механизма 
такого регулирования пока нет, хотя в последние годы наиболее активно 
обсуждается концепция передачи ионных потоков44.
Попутно заметим, что сам факт существования регулирующих каналов, который 
современные ученые доказывают с помощью сложнейших методов радионуклидной 
сцинциллографии, не вызывал ни малейшего сомнения у древнекитайских медиков. 
Конкретная топография точек и каналов уточнялась и дополнялась с течением 
времени. Однако основные представления о принципах их расположения не 
претерпели изменения за две тысячи лет. Поскольку опытным путем при имевшемся 
тогда уровне техники выявить схему каналов вряд ли было возможно, то, 
следовательно, она была получена в готовом виде. Эта данность явилась одним из 
важных условий формирования специфически восточного (в противопоставлении 
западному) подхода к познанию человека. Изучение же одного и того же объекта с 
различных позиций способствовало в глобальном масштабе получению наиболее 
полного и многостороннего знания.
Немало гипотез было выдвинуто европейскими учеными и для объяснения механизма 
терапевтического воздействия
44 См.: Зарайская С.И., Иванова Т.В. От рефлексотерапии к альтернативной 
медицине: Обзор лит. // Мед. реф. журн. Разд. 9. - 1990. - ь 11.

методов китайской медицины. Очевидно, не случайно самым первым и наиболее 
популярным китайским методом на Западе стала именно чжэньцзю-терапия, поскольку 
ее инструменты (иглы, скальпели для разрезов, полынные сигареты для прижигания) 
представляли собой явные материальные средства воздействия на больного и в 
качестве такового сравнительно легко поддавались рациональному объяснению. В 
результате, например, долгое время была популярна "тканевая теория", 
объясняющая целебное воздействие пунктурной рефлексотерапии тем, что по ходу 
иглы вдоль канала образуются продукты распада клеток, выделяющие клеточные 
активаторы.
Но при этом совершенно не принималось во внимание то, что результаты, 
аналогичные чжэнь-цзютерапии, могли достигаться при помощи цигуна - как за счет 
активизации внутреннего ци, так и благодаря восприятию внешнего ци 
врача-цигунотерапевта, не вступающего в непосредственный контакт с пациентом.
Хотя о цигуне на Западе узнали сравнительно недавно, развитие собственных работ 
по экстрасенсорике стимулировало появление там энергетических концепций 
акупунктуры. Весьма интересной представляется теория "малого атомного взрыва", 
согласно которой под воздействием внешней энергии происходит распад тканевых 
молекул и даже атомов с последующей микроцепной реакцией. В рамках подобных 
концепций, как и в теории традиционной китайской медицины, инструмент 
воздействия на конкретную точку или участок тела может быть практически любым. 
Игла ли, жар от полынной сигареты, выпитое лекарство, наконец, ци-излучение - 
все они вызывают практически одинаковые процессы в организме. Так самые 
современные теории начинают сближаться с самыми древними*, хотя предстоит 
большая работа по их детализации и экспериментальной проверке.
Однако подобные научные штудии, похоже, нисколько не беспокоят самих народных 
целителей Китая. Для них-то всегда было абсолютно ясно: корень любой болезни в 
том, что "побеждает пагубное [ци] и умаляется здоровое". В результате возникает 
дисбаланс в суточном цикле "циркуляции" ци по каналам. И главная задача 
практикующего цигун - вновь восстановить этот баланс за счет компенсации либо, 
наоборот, истечения соответствующего вида ци.
У мастера цигуна задача несколько иная: установить полный контроль над ци, его 
проявлениями и трансмутациями, за счет чего приобрести сверхобычные способ-

ности. Все просто, ясно и необыкновенно действенно - вот уже в течение трех 
тысяч лет.
Что касается истоков "внутренней алхимии" у китайцев, то представляется 
перспективными для дальнейшего изучения отмеченные Е.А. Торчиновым параллели 
между даосским учением о "киноварных полях" как вместилищах "жизненной энергии" 
(цзин), "энергии дыхания" (ци) и "духа" (шэнь) и индийским учением о чакрах как 
средоточиях энергии-"праны", которая течет по каналам-"на-ди"45. Значительное 
сходство основных феноменов индийской философии и медитативной практики с 
соответствующими китайскими* наводит на мысль о возможных индийских 
заимствованиях уже в сочинениях основателей даосизма46, хотя прямых 
доказательств столь ранних контактов не обнаружено. Несомненным является 
значительное влияние индийской йоги на китайскую традицию в более поздний 
период распространения буддизма в Китае. Многие предписания йоги и связанные с 
ней термины вошли в состав цигуна, оказав заметное влияние на его развитие. 
Поэтому мы сочли необходимым привести в качестве еще одного приложения к книге 
статью-комментарий В.В. Евсюкова, где излагаются основные принципы йоги и ее 
главнейшая цель:
достижение самадхи (по-китайски - саньмоди, саньмэй).
В заключение следует сказать о том, что вызывает и наибольший интерес, и 
наиболее острые дискуссии, - о сверхобычных способностях, которые могут 
проявляться у наиболее одаренных мастеров. К таким мастерам, несомненно, 
относится и один из авторов книги, Линь Хоушэн. Например, он успешно проводил 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 164
 <<-