|
ми Катори
и Касима, которые посвящены двум воинским божествам Японии – соответственно
Фуцунуси-но микото и Такэмикадзути-но микото. О них мы уже упоминали как о
легендарных родоначальниках нин-дзюцу в главе 1.
Эти 2 храма издревле были связаны с культом военного искусства и меча. Об этом
свидетельствуют даже имена местных богов: «Фуцунуси-но микото» означает
«Повелитель удара мечом», «Такэмикадзути-но микото» – «Доблестный Устрашающий
Бог-Муж»; он известен также как «Такэфуцу-но ками» – «Бог Доблестного Удара
Мечом».
В японской мифологии Фуцунуси-но микото и Такэмикадзути-но микото играют очень
важную роль. Они обеспечивают схождение предка императорской семьи Японии
Ниниги-но микото на землю, побеждая враждебных земных богов. В «Кодзики»
рассказывается о борцовском состязании Такэмикадзути-но микото и враждебным
богом Такэминакатой-но ками, который «явился, подняв на кончиках пальцев скалу,
что только тысяча человек притащить бы могли». Такэминаката-но ками сказал:
«Кто это в нашу страну пришел, и так шепотком-тишком разговаривает? А ну-ка,
померяемся силой! Вот, я первый возьму тебя за руку».
Потому бог Такэмикадзути дал ему взять себя за руку, и тут же свою руку
превратил в ледяную сосульку, а еще в лезвие меча ее превратил. И вот бог
Такэминаката испугался и отступил.
Тогда бог Такэмикадзути попросил в свою очередь руку того бога Такэминаката, и
когда взял ее, то, словно молодой тростник взял, – обхватил и смял ее, и
отбросил от себя, и бог Такэминаката тут же убежал прочь".
Говоря об этом эпизоде, нужно отметить, что в этих подвигах Такэмикадзути-но
микото древние японцы видели зарождение сумо, дзю-дзюцу и айки-дзюцу. Например,
в писаниях школы Тэнсин синъё-рю говорится: «Дзю-дзюцу уходит корнями во
времена богов, [в древних летописях] есть пример того, как боги Касима и Катори
во время подчинения востока применяли захваты [из арсенала] дзю-дзюцу».
В другом случае, вмешательство бога Такэмикадзути-но микото оказывается
решающим во время похода основателя японского государства императора Дзимму с
Кюсю в долину Ямато на Хонсю.
Почитание Фуцунуси-но микото и Такэмикадзути-но микото как покровителей воинов
распространилось по всей Японии. По сей день во всех японских додзё существует
обычай воздвигать синтоистский алтарь, посвященный этим божествам. Сами храмы
Катори-дзингу и Касима-дзингу стали главными объектами паломничества воинов.
Фуцунуси-но микото и Такэмикадзути-но микото теснейшим образом связаны с
искусством фехтования и культом меча в синтоизме. Наряду с яшмовыми подвесками
и бронзовыми зеркалами, меч считается священной регалией императорской семьи.
Культ меча возникает в Японии на рубеже нашей эры. Меч обожествлялся японцами
как «тело» или «облик» бога (синтай). С глубокой древности меч рассматривался
как священное оружие – подарок «солнечной богини» своему внуку, которого она
послала править на земле и вершить с помощью этого меча дело справедливости,
искоренять зло и утверждать добро. Именно поэтому меч стал принадлежностью
синтоистского культа, он украшал храмы и священные места. Приносимый верующими
в качестве пожертвования богам, он сам являлся святыней, в честь которой
воздвигались храмы. В литературных источниках упоминается, что в VIII в.
священники синто сами принимали участие в производстве мечей.
Древнейшей системой фехтования на мечах, связанной с храмами Катори и Касима,
считается Касима-но Синдэн – «Божественная традиция Касима», или Касима-но тати
– «Меч Касима».
Школа Касима-но Синдэн, по легенде, была создана Кунинацу-но Мабито, потомком
одного из важнейших божеств синтоизма Амэ-но коянэ-но микото. По традиционной
хронологии, произошло это при императоре Нинтоку (правил в 313-399 гг.). В то
время Кунинацу-но Мабито воздвиг синтоистский алтарь на холме Такама-га хара в
Касима и предавался молениям божеству Такэмикадзути-но микото, которое, якобы,
поделилось с ним свои знаниями в области фехтования. В результате появилась
система боя мечом, которую сам Кунинацу-но Мабито назвал «Симмё-кэн» –
«Чудесный меч».
Позже эта система разделилась на Древнейшую школу Касима (Касима Дзёко-рю) и
Школу Касима средней древности (Касима Тюко-рю). Практиковали их 4 жреческих
рода из Касима-дзингу: Мацумото, Ёсикава, Огано и Нукага.
Столь тесные связи этой традиции воинского искусства с синтоистскими храмами
предопределили многие особенности Катори Синто-рю, которая содержит в себе 2
пласта: пласт реального боевого применения и пласт эзотерических ритуалов
синтоизма. Так, практически во всех ката Катори Синто-рю зашифрованы
определенные ритуальные действия, направленные на установление связи с
божеством-основателем Фуцунуси-но микото. Например, в разделе кэн-дзюцу Гогё-но
тати присутствует ката под название «Хоцу-но тати», что можно перевести как
«Изначальный меч». В начале этого ката оба партнера стоят в естественных
стойках, ноги на ширине плеч, руки при это сжимают рукоять меча на уровне глаз,
клинок поднят над головой. Подобное действие, которое в ката названо «Тэнти-но
камаэ» – «Позиция неба и земли» – весьма символично для синтоизма. Такое
положение исполнителя символи
|
|