|
современных японских работ по истории нин-дзюцу
реальность неотделима от мифа. Это препятствует созданию подлинно научной
истории нин-дзюцу, но помогает понять сущность этого искусства как бы изнутри,
ведь миф о нин-дзюцу в то же время есть отражение нин-дзюцу в сознании человека.
Поэтому в тексте настоящей работы с сообщениями надежных исторических
источников соседствует большое число легенд. Думается, это поможет читателю
составить более полное представление о том, что же такое нин-дзюцу, как его
воспринимали сами ниндзя, и чем оно для них было.
Глава 1. У истоков
нин-дзюцу
***
К началу периода Нара (710-784) японский народ уже успел накопить солидный опыт
в области военного шпионажа. Этот опыт был зафиксирован в древнейших письменных
источниках страны Восходящего солнца: «Кодзики»[14] (712 г.) и «Нихонги»[15]
(«Нихон сёки»; 720 г.).
Первое тысячелетие нашей эры было для Японии временем активных контактов с
материком. Острова не раз становились прибежищем для китайских и корейских
переселенцев. Китайцы и корейцы переправлялись в Японию целыми общинами. Как
правило, семьи переселенцев даже на общем фоне высокоразвитой культуры
отличались богатыми познаниями. Дело в том, что основными причинами миграции
были причины политические. Нашествия кочевников, государственные перевороты,
восстания – все это приводило в движение не столько угнетенную крестьянскую
массу, сколько правящие слои. Именно аристократы, образованные, утонченные, и
бежали в страну Восходящего солнца.
Переселенцы привозили с собой свои представления о мире, верования, философию,
научные знания, производственные и технические навыки, письменность, литературу,
искусство и, разумеется, военную науку. Так с ними на острова проникли приемы
и методы боя, даосские психомедитативные упражнения и буддийская магия,
заложившие основу психологической подготовки ниндзя, замечательные трактаты по
военному искусству и среди них «Сунь-цзы», в котором впервые в мире была
разработана теория военного и политического шпионажа.
Осознавая превосходство иммигрантов, японцы активно перенимали их достижения, а
чуть позже стали сами ездить в Китай на учебу.
Большое влияние на становление японского искусства шпионажа оказала корейская
культура. В III – VII вв. н.э. японцы проводили активную политику в отношении
Корейского полуострова и даже имели там свои владения. В столкновениях с
корейскими государствами Силла, Пэкчэ и Когурё они знакомились с их военным
искусством. Корея раньше, чем Япония, оказалась втянутой в сферу влияния
китайской цивилизации. Поэтому многие достижения китайской культуры и, в
частности, военной науки к тому времени, как японцы лишь начинали с ними
знакомиться, были ее жителями уже освоены. И именно корейцы продемонстрировали
японцам применение принципов китайской стратегии на практике, дали первые уроки
организованного шпионажа.
Таким образом в первый период истории нин-дзюцу сложилась основа, на которой в
дальнейшем стало развиваться собственно японское искусство шпионажа нин-дзюцу.
Лазутчики из
небожителей
Во введении уже говорилось о подсознательном стремлении японцев выводить истоки
всякого явления от времен незапамятных. Поэтому нет ничего странного, что уже в
древности предпринимались попытки отыскать корни нин-дзюцу в мифологии. К тому
же, если внимательно познакомиться с мифами «Кодзики» и «Нихонги», при наличии
фантазии некоторые деяния богов можно интерпретировать как прообраз
разведывательно-шпионских операций. Например, в «Кодзики» и «Нихонги»
рассказывается о том, как Таками Мусуби-но Ками, один из центральных
|
|