|
ления и упорядочивания.
В целом всю историю нин-дзюцу можно разделить на три важнейших периода: период
формирования (VI-XIV вв.), период расцвета (XV – первая половина XVII вв.) и
период упадка (вторая половина XVII-XIX вв.).
В каждом из трех этих больших этапов можно выделить более мелкие, но сущностно
важные периоды. Всего автор насчитал их одиннадцать.
I период продолжался со времен доисторических до начала периода Нара (710-784).
Это период первичного накопления знаний в области разведки и диверсионной войны
и их первой письменной фиксации. В это время в Японию из Китая был привезен
трактат «Сунь-цзы», заложивший основу теории шпионажа, проникла буддийская
магия, ставшая впоследствии одним из важнейших методов психологической
подготовки лазутчика.
II период по временным рамкам в основном совпадает с периодом Нара (710-784).
Он характеризовался возникновением в среде отшельников-ямабуси искусства
партизанской войны, включавшего в себя приемы маскировки и рукопашного боя.
III период охватывает время от начала периода Хэйан (794-1192) до войны Гэмпэй
(1180-1185), он ознаменовался возникновением военного сословия самураев,
укреплением религиозных объединений и появлением монахов-воинов, зарождением в
среде разбойников прообраза агентурных сетей.
IV период охватывает войну Гэмпэй (1180-1185) и первые годы сёгуната Минамото
(1192-1333). Согласно традиции, в это время нин-дзюцу впервые было выделено в
особую отрасль военной науки, появились первые профессиональные разведчики.
V период, совпадающий по времени с Камакурским сёгунатом (1192-1333),
характеризовался мощным влиянием на искусство шпионажа со стороны
дзэн-буддизма.
VI период охватывает реставрацию Кэмму (1333-1336), период
Намбоку-тё (1336-1392) и далее до начала эпохи Сэнгоку-дзидай (1467-1573). В
это время впервые создаются агентурные сети, возникают первые школы
воинского искусства.
VII этап, совпадающий с эпохой Сэнгоку-дзидай (1467-1573),
ознаменовался широчайшим использованием шпионов враждующими феодалами,
развитием в нин-дзюцу методов применения огнестрельного оружия,
складыванием крупнейших школ Ига-рю и Кога-рю.
Следующий, VIII период – это время первых объединителей Японии – Оды Нобунаги
(1573-1582) и Тоётоми Хидэёси (1583-1598), проводивших политику «собирания»
страны путем подавления всех непослушных элементов – буддийских монастырей,
мелкофеодальных кланов, в том числе тех, которые занимались нин-дзюцу. Эта
политика вылилась в поход армии Оды на провинцию Ига и разгром большинства
кланов ниндзя.
IX период – время борьбы за власть в стране Токугавы Иэясу (1598-1615). Иэясу
хорошо понимал и высоко ценил возможности ниндзя и создал лучшую по тем
временам службу шпионажа.
X период – мирное время правления сёгунов династии Токугава (1615-1867). В
Японии создается колоссальный полицейский аппарат, использующий в качестве
тайных агентов бывших ниндзя. Начиная со второй половины XVII века, нин-дзюцу,
не находя применения в войнах, приходит в упадок.
XI период начинается с революции Мэйдзи (1868) и завершается поражением Японии
во Второй мировой войне (1945). В это время на основе нин-дзюцу и европейских
разработок в области шпионажа возникает и используется современная японская
система шпионажа.
***
В настоящей работе широко представлены материалы исторических источников. Всего
задействовано около 60 текстов. Однако обрывочность сведений, содержащихся в
них, и недоступность источников во всей их полноте вынуждают автора в поэтапном
изложении истории нин-дзюцу в основном следовать канве, проложенной японскими
исследователями.
В этой связи необходимо сказать несколько слов о японской традиции
историописания, которая следует китайскому шаблону. По этой традиции, исходящей
из признания древности «золотым веком», история – это процесс передачи
изначальной мудрости от мудрецов-родоначальников к их потомкам.
Отсюда стремление удревнить всякое явление и тем самым подчеркнуть его
истинность и значимость, слияние мифа и реальности. В результате и в источниках,
и даже в большинств
|
|