|
богов
японского пантеона, посылал нескольких богов рангом пониже во враждебную землю
Идзумо, чтобы разведать положение дел и усмирить тамошних обитателей.
В качестве таких «разведчиков» в «Кодзики» и «Нихонги» упомянуто несколько
богов, в том числе и покровители воинов и воинских искусств Такэмикадзути-но
микото и Фуцунуси-но микото. Интересно, что с важнейшими центрами почитания
этих богов, храмами Касима-дзингу и Катори-дзингу связаны две крупнейшие школы
японского боевого искусства: Касима Синто-рю и Катори Синто-рю, каждая из
которых включает в свою программу детально разработанную систему шпионажа и
разведки – синоби-но дзюцу.
Этот миф о Така-ми Мусуби-но Ками был очень популярен среди «невидимок» из Ига,
которые стали почитать этого бога прародителем нин-дзюцу.
Ниндзя из Кога тоже искали истоки своего искусства в древней мифологии. Но, по
сообщению 14 патриарха школы Кога-рю Вада-ха Фудзиты Сэйко, признали
родоначальником нин-дзюцу другого важного бога японского пантеона – Сусаноо-но
микото.
Согласно «Кодзики», во время своих странствий Сусаноо-но микото повстречал
старика со старухой и молодую девушку по имени Кусинада-химэ, которые сидели и
плакали. Сусаноо поинтересовался, в чем причина их горя, и старик ему отвечал:
«Моих дочерей… Ямато-но ороти – Змей-страшилище Восьмихвостый-Восьмиголо-вый из
Коси, каждый год являясь, проглатывает. Ныне время когда он должен
явиться…»
Тогда Сусаноо-но микото вызвался помочь несчастному семейству, но в награду
потребовал Кусинаду-химэ в жены. Получив согласие родителей, он превратил
девушку в гребень и спрятал его в своей косичке, а старику со старухой
приказал: «Вы восьмижды очищенное сакэ сварите, а еще кругом ограду возведите,
в той ограде восемь ворот откройте, у каждых ворот помост сплетите, на каждый
тот помост бочонок для сакэ поместите, в каждый бочонок того восьмижды
очищенного сакэ полным-полно налейте и
ждите!»
Когда все было в точности исполнено, как и предполагалось, показался страшный
змей Ямата-но ороти. Завидев такое изобилие прекрасного сакэ, он тут же в
каждый бочонок по голове своей свесил и осушил всю водку до дна. После этого он,
естественно, опьянел, растянулся на земле и впал в сон. Тогда Сусаноо-но
микото обнажил свой меч и разрубил его на кусочки.
На первый взгляд ничего особенно «ниндзевского» в этом эпизоде нет. Но, если
вдуматься, здесь скрыты две важнейшие идеи, которые легли в основу нин-дзюцу.
Во-первых, идея одоления большей силы при помощи хитрости. А во-вторых, идея
слияния с естественным окружением и использования в маскировке самых обычных
неприметных вещей, чтобы стать полностью невидимым для сил зла.
Мити-но Оми-но микото – родоначальник
криптографии
С переходом от эры богов к эре героев в японской мифологии встречается еще
больше претендентов на звание создателя нин-дзюцу. Так некоторые предания
ниндзя из Ига и Кога основателем нин-дзюцу называют Хи-но Оми-но Микото,
родоначальника знатной фамилии Отомо.
В «Нихонги» рассказывается, что во время Восточного похода легендарного
основателя японского государства императора Дзимму («Божественный воин»; по
традиционной версии правил в 660 – 585 гг. до н. э) Хи-но Оми-но микото вел его
армию по незнакомой местности, следуя за священным вороном, посланным богиней
солнца Аматэрасу Оомиками. За это Дзимму дал ему имя Мити-но Оми-но микото –
«Министр путей». По-видимому, в обязанности Мити-но Оми-но микото входила
разведка местности, работа проводником армии и решение различных нестандартных
ситуаций, что явствует из следующего эпизода.
Когда Мити-но Оми-но микото привел императора Дзимму в деревню Укэти в
местности Уда, тамошний властитель Ё-Укаси решил убить вождя пришельцев. Но
когда выяснилось, что армия Дзимму очень велика и в открытом бою с ней не
совладать, он решил пойти на хитрость. Ё-Укаси укрыл свои войска в засаде и
специально выстроил новый дворец с капканом внутри, чтобы заманить в него
Дзимму. Однако младший брат Ё-Укаси – Ото-Укаси обо всем сообщил Дзимму, и тот
выслал вперед Мити-но Оми-но микото, чтобы разведать обстановку. «Министр
путей» сразу раскусил коварный план Ё-Укаси, и, как сообщает «Кодзики», он
вместе с Окумэ-но микото, «вдвоем призвали к себе… Ё-Укаси и, бранью его осыпав,
сказали так: „Во дворе
|
|