|
ного посвящения в
монахи. На доктринальные вопросы им, в подавляющем большинстве, было наплевать.
В первую голову они ставили практику, направленную на личное овладение
сверхъестественными возможностями, а проблемы государственной стабильности и
авторитета властей их волновали очень мало. Действия ямабуси носили спонтанный,
неангажированный характер. Некоторое представление о стиле поведения горных
отшельников могут дать позднейшие легенды об Эн-но Гёдзя.
Легенда о том, как Эн-но Гёдзя не уплатил
подать
Однажды Эн-но Гёдзя спустился с гор, чтобы проповедовать свое учение. Он пришел
в какую-то деревню в провинции Ямато, и там его глазам предстала следующая
картина. У входа в невзрачный крестьянский домишко собралась большая толпа,
которая что-то оживленно обсуждала. Подойдя поближе, он увидел, как трое
сборщиков податей жестоко избивают бамбуковыми палками одетого в лохмотья юношу,
который пал на колени, склонился головой до самой земли и горько причитал. Он
рассказывал, как долго болели его отец и мать, как он выбивался из сил, чтобы
заработать им на пропитание, как все оказалось тщетным и они умерли, и как у
него не было средств даже заплатить за их похороны. Несмотря на бедственное
положение до этого года юноша исправно вносил земельную подать, и только в этом
году со смертью родителей не смог это сделать. Поэтому из резиденции
управляющего уездом в деревню явились сборщики налогов, которым было приказано
во что бы то ни стало выбить нужное количество риса. Поняв в чем дело, Эн-но
Гёдзя растолкал людей, подошел к начальнику сборщиков податей и
сказал:
– Ну-ну, господин чиновник, подождите немного.
Тут стражник, избивавший юношу палкой, направился к отшельнику и гневным
голосом
закричал:
– Что?! Это ты мне? Этот человек – преступник. Он не уплатил подати сыну неба.
Ты что, потакаешь
преступникам?
– А что, все, кто не могут внести подать, – преступники? Кто это так
решил?
– Ты что, дурак или ненормальный? Все законы в стране устанавливает император.
– А разве может император, который не является ни ками, ни буддой в одиночку
решать такие
вопросы?
– Да ты не только дурак, но еще и наглец! Вся земля в Японии принадлежит
императору. Разве ты не знаешь этого?! И вы все землю у него только в долг
берете, и потому должны уплачивать подати.
– Вот значит как! А если человек сможет жить не за счет земли, как тогда с
земельным
налогом?
– Ну тогда, конечно, можно податей не платить. Только ведь мы – люди, и все по
земле ходим.
– Хорошо. Пусть тогда жители деревни будут живыми свидетелями того, что человек
может жить без земли.
С этими словами Эн-но Гёдзя снял с плеча сумку, в которой лежало несколько
драгоценных камней, достал один, взял обеими руками и легонько потер. Потом он
закрыл глаза, прочитал про себя заклинание и, открыв глаза, с криком-киай
взлетел в воздух. И что за чудо! Завис в
воздухе!
– Ну что, чиновник, что
скажешь?
Голос его прозвучал, подобно грому, а глаза стали испускать золотые лучи. Вся
деревня стояла, открыв рот, а сборщики податей, напуганные до смерти, что было
сил побежали от этого места. После этого Гёдзя спустился на землю, совершил
погребальный обряд по родителям несчастного юноши, и вместе с ним ушел обратно
в
горы…
Конечно, это всего лишь сказка. Но для нас не важно, было ли все это на самом
деле, или не было. Важнее то, что в ней, как и в сообщениях «Сёку Нихонги» и
«Нихон рёики», отразился бунтарский дух сюгэндо.
Естественно, что власти прилагали немало усилий для борьбы с сюгэндо,
официально объявив это движение вне закона. Если верить «Сёку Нихонги» и «Нихон
рёики», гонения на ямабуси начались уже в конце VII в. В указах 718 и 729 гг.
запрещалось строить скиты в горах, заниматься проповедью закона Будды в лесных
и горных местностях. Гонения особенно усилились в период возвышения монаха Докё,
который пользовался благоволением императрицы Кокэн. В 765 г. специально для
него был создан пост «монаха-министра», в результате чего он фактически
узурпировал власть в стране. По его приказу вооруженные отряды охотились на
ямабуси, арестовывали их и разоряли горные скиты.
Считается, что эти преследования привели к «военизации» ямабус
|
|