|
время самого трудного и смертельно-опасного испытания, называемого «Доири» –
«Вступление на Путь».
В 24:00 назначенного дня гёдзя вместе с высшими монахами принимает последнюю
пищу. В 1:00 его провожают в зал Мёо-до, где он сначала выполняет 330 поклонов,
после чего гости уходят, а гёдзя остается для 9-дневной непрерывной молитвы.
В 3:00, 10:00 и 17:00 он должен читать «Сутру лотоса» перед алтарем. В 2:00
проводится ритуал сюсуй – «получение воды»: читая «Сутру сердца», гёдзя
проходит расстояние в 200 м до пруда со священной водой, набирает целое ведро и
тащит его для подношения изображению Фудо-мёо. Все остальное время гёдзя
проводит в позе лотоса, непрерывно повторяя про себя мантру Фудо-мёо. Всего ее
нужно повторить 100000 раз, причем для повторения 1000 требуется ок. 45 минут.
Все время в зале находятся два монаха, которые должны следить, чтобы гёдзя
бодрствовал и следовал обряду.
За несколько недель до доири гёдзя начинает ограничивать себя в пище, на
прощальном ужине он ничего не ест. Так он готовит организм к 9-дневному полному
голоданию и отказу от воды. Первый день обычно проходит нормально, но на 2-3
день наступают настоящие муки голода, которые, впрочем, после четвертого дня
постепенно прекращаются. К 5 дню в организме гёдзя почти не остается воды,
слюна абсолютно исчезает, и он начинает чувствовать вкус крови во рту. Чтобы
предотвратить постоянное слипание губ, гёдзя, начиная с 5 дня, разрешают
полоскать рот, но он должен выплюнуть воду, всю, до капли, обратно в чашку.
Рассказывают, что при этом количество жидкости в чашке даже увеличивается. А
оставшиеся на языке капельки воды гёдзя ощущает как божественный нектар. Кал у
гёдзя пропадает обычно на 3-4 день, а выделения мочи, правда, весьма слабые,
продолжаются практически до конца обряда.
Обряд «принятия воды», проводимый в 2:00, когда гёдзя выходит из закрытого
плохо проветриваемого помещения, где постоянно дымятся свечи, помогает гёдзя
взбодриться, прочищает голову. Гёдзя даже утверждают, что во время этой
прогулки к пруду они кожей поглощают влагу дождя и росы. В первые дни «поход»
туда и обратно занимает около 15 минут, но позднее, по мере слабения аскета,
продляется до часа.
Доири – ритуал, когда гёдзя в течение 182 часов обходится без сна, отдыха, еды
и воды – имеет целью поставить гёдзя на грань жизни и смерти. По легенде,
хиэйские гёдзя в древности проходили доири продолжительностью в 10 дней, но
большинство из них умирали, после чего время доири несколько сократили. Было
также выяснено, что влажные месяцы лета, особенно август, наиболее опасны для
жизни гёдзя.
Во время доири у гёдзя раскрываются экстрасенсорные способности. Он может
слышать, как далеко в лесу падают ветки, какая готовится пища на расстоянии
нескольких километров, видеть лучи солнца и луны, проникающие в темноту храма.
В последний, 9 день доири в 3:00 гёдзя выходит в свой последний путь к
священному пруду. Его приветствуют и провожают сотни монахов. После «прогулки»
он возвращается в свой зал и склоняется перед алтарем, а в это время зачитывают
текст официального свидетельства монастыря Энряку-дзи об окончании доири и о
присвоении ему почетного звания «Тогёман адзяри» – «Святой наставник суровой
аскезы».
Путь сюгэндо был очень труден. Никаких учебников по мистическим практикам не
было и быть не могло. Только опытный учитель мог помочь ученику пройти по
лезвию бритвы между жизнью и смертью. Опасны были не только методы, связанные с
огнем, но и медитация на краю пропасти, карабкание без страховки на скалы. Да и
стояние под водопадом была отнюдь не душем! Переохлаждение, кома и смерть от
опухоли головного мозга грозили неподготовленному человеку, так как поток
ледяной воды, льющийся на голову вызывает в течение 10 секунд суживание сосудов
из-за большого выброса гормонов.
Аскезы воды и огня делают человека нечувствительным к холоду и жару, укрепляют
волю, учат выдержке и терпению, будят резервные силы организма, раскрывают
экстрасенсорные способности. Лазания по крутым горам с риском для жизни,
переходы по бревнам через пропасти делают человека бесстрашным, развивают
выносливость, учат человека пониманию природы, помогают ощутить свое единство с
ней, показывают источник неисчерпаемой энергии, а главное ведут к измененным
состояниям сознания, когда невозможное становится возможным. Все это имеет
огромное значение и для ниндзя. Поэтому неудивительно, что многие из подобных
«практик» вошли в их систему тренировки.
Гонения на
ямабуси
Правительство в первый период существования движения сюгэндо (VII – VIII вв.)
относилось к нему крайне неодобрительно. Связано это было с тем, что сюгэндо
никак не вписывалось в политику государственного буддизма.
В это время государство стремилось установить контроль за распространением
буддизма в стране. Принятие монашеского сана разрешалось только лицам, знающим
сутры. К экзаменам на знание «богословия» допускалось лишь несколько человек в
год. Все монахи должны были служить государству: молить о его благосостоянии,
поддерживать в массах правительственную политическую линию.
Деятельность же ямабуси объективно противостояла этой политике. Начать с того,
что в основном ямабуси становились лица, не прошедшие официал
|
|