|
тренировки в воинском искусстве, японский термин –
додзё;
3) тайную организацию, занимающуюся шпионажем и располагающую агентурной сетью,
японский термин – «химицу сосики» – «тайная
организация»;
4) семью (клан), занимающуюся шпионажем и культивирующую рю
нин-дзюцу;
японский термин – «нинкэ» – «семья ниндзя».
Очевидно, что ни рю, ни додзё в исторических событиях участвовать не могут, ибо
первое есть чистое знание, а второе – строение. С другой стороны, прилагать
термин «школа» для обозначения «секретной организации» или «семьи, практикующей
нин-дзюцу» неправильно.
Важно также отметить, что между нинкэ и химицу сосики знак равенства ставить ни
в коем случае нельзя, так как несколько семей, практикующих нин-дзюцу, могли
входить в одну и ту же секретную организацию, а секретные организации
могли создаваться японскими князьями-даймё из своих собственных самураев без
привлечения членов нинкэ.
Что такое
нин-дзюцу?
Японские историки указывают, что как особое искусство нин-дзюцу сложилось не
ранее конца XV в. Что оно собой представляло в период своего расцвета лучше
всего показывает, пожалуй, знаменитая «энциклопедия» XVII в. по нин-дзюцу
«Бансэнсюкай». Автор этой книги дзёнин организации ниндзя из Ига Фудзибаяси
Ясутакэ разделяет шпионское искусство на 2 основных раздела: Ёнин («Светлое
нин-дзюцу») и Иннин («Темное нин-дзюцу»). Ёнин – это уровень стратегии и
тактики. Японские историки иногда называют этот раздел «дзуйно нин-дзюцу» –
«нин-дзюцу головного мозга», поскольку в него входят методы организации
шпионских сетей, анализа полученной информации, разработки долгосрочных
стратегических планов на основе учета разнообразных факторов – политических,
экономических, военных, географических и т.д., прогнозирование ситуации. Это
уровень политика высшего эшелона, командующего армией и руководителя
организации разведки и шпионажа – дзёнина.
Иннин имеет дело с конкретными приемами добывания секретной информации. В него
входят способы проникновения на вражескую территорию с использованием легенды,
различные уловки для обмана бдительности стражи, приемы подслушивания и
подсматривания, ускользания от погони и многое другое.
Кроме того, в подготовку ниндзя входили и многочисленные вспомогательные
навыки: хэнсо-дзюцу (методы переодевания), мономанэ-но дзюцу («искусство
подражания» голосам и звукам), суйэй-дзюцу (плавание), хаягакэ-но дзюцу
(скоростной марафонский бег) и т.д.
Для эффективного выполнения заданий ниндзя использовали различные специальные
инструменты (нинки, нингу): приспособления для подъема на стены, разнообразные
плавсредства, воровской инструмент.
Несколько особняком стоит применение зажигательных смесей, взрывчатки и
огнестрельного оружия – искусство ка-дзюцу, которому в «Бансэнсюкай» посвящен
отдельный том.
Характерно, что «Бансэнсюкай» не описывает никаких приемов рукопашного боя – ни
с оружием, ни без него. Дело в том, что нин-дзюцу как искусство шпионажа имеет
совершенно особую сферу применения и особые методы. Это отдельная дисциплина,
не включающая в себя приемы поединка. Однако это вовсе не означает, что ниндзя
вообще не изучали так называемые «боевые искусства» – фехтование мечом, копьем,
стрельбу из лука, борьбу без оружия. Дело в том, что обучение во всех
классических школах носило комплексный характер. Например, в Тэнсин Сёдэн
Катори Синто-рю изучалось кэн-дзюцу (фехтование мечом), иай-дзюцу (методы
молниеносного выхватывания меча для атаки или контратаки), нагината-дзюцу
(техника боя алебардой), бо-дзюцу (фехтование шестом), со-дзюцу (приемы боя
копьем), сюрикэн-дзюцу (метание лезвий), кумиути (борьба в доспехах) и другие
искусства, в одном ряду с которыми стоит и нин-дзюцу, или собственно искусство
шпионажа и разведки.
Таким образом, нин-дзюцу предстает как целостная система стратегического
шпионажа и войсковой разведки, располагающая тщательно разработанной теорией,
богатым арсеналом приемов, оригинальной методикой подготовки агентов,
опирающаяся на использование большого арсенала специальных технических средств,
сложившаяся в
|
|