|
агенты, цепляющие к глазам“) и т.д. Все это одна сторона их службы.
Если с самого начала служебные обязанности их не оговорены, нет таких заданий,
которые бы им не поручали. Служат в качестве синоби простолюдины, асигару
(легко вооруженные воины низшего ранга), досин (полицейские стражники), раппа,
сэппа и другие».
А вот что говорится о синоби-но моно в «Этиго гунки»[11] (глава «О том, как
Кагэтора послал армию к границе провинции Эттю и о возвращении ее в лагерь без
боя»): «В 5-й день 10-й луны того же года (1548) [Уэсуги] Кагэтора присвоил
звание кикимоно-яку – „служащие слушателями“ – семерым приближенным слугам.
Троих он послал в провинцию Каи, а [остальные] четверо поселились в
[провинциях] Эттю, Ното и Кага. Кикимоно-яку – это такой вид [служащих],
которых называют [еще] синоби-но моно, мэцукэ или „ёкомэ“ („косящие глаза“).
Они ежедневно сообщают о государственной политике правителей других провинций,
о поступках [их] чиновников и даже об обычаях простонародья. От них получают
драгоценные знания о хороших и плохих делах [других] провинций».
Еще один штрих к характеристике сущности синоби-но моно находим в историческом
сочинении середины XV века «Ноти кагами»[12]: «Что касается синоби-но моно,
говорят, что происходят они из провинций Ига и Кога и с легкостью тайно
проникают во вражеские замки. Они соблюдают тайну и известны лишь под
псевдонимами. В Западной стране (т.е. в Китае) их называют „сайсаку“. А
стратеги их зовут „кагимоно-хики“ („вынюхивающие и подслушивающие“)».
Анализ этих цитат показывает, что синоби-но моно могли происходить из любого
социального слоя. Это могли быть самураи, порой из знатных родов, горные
отшельники ямабуси, буддийские монахи-воины сохэй, разбойники «гор и полей»,
дзи-дзамураи[13], воры… Кого только среди них не было! Объединяли их два
момента: во-первых, та специфическая функция, которую они выполняли в японском
средневековом обществе – все они были тайными агентами, шпионами, разведчиками,
а, во-вторых, владение необходимыми для выполнения этой функции навыками –
методами шпионажа. Характерно, что «Ноти кагами» проводит параллель с
китайскими шпионами.
Все это в корне подрывает устоявшееся представление о ниндзя как особом
социальном слое, «касте отверженных».
Несколько слов о «тайных
кланах»
Сразу оговоримся, что сам этот термин совершенно нелеп. Слово «клан» в русском
языке имеет значение «род, родовая община». А посему возникает законный вопрос,
как может быть род или семья
«тайными»?
Однако особенность развития шпионажа в Японии состояла в том, что на
определенном этапе в ней появились семьи, зарабатывавшие на жизнь торговлей
разведывательной информацией и поставкой профессиональных шпионов и диверсантов
противоборствующим феодалам. Речь идет о нескольких десятках семей мелких
земельных феодалов (госи) из провинции Ига и уезда Кога провинции Оми. Шпионаж
был для них таким же бизнесом, как торговля горшками – разница только в товаре.
О том, какие обстоятельства позволили им заняться столь необычным бизнесом,
будет подробно говориться в тексте книги.
О школах
«нин-дзюцу»
В литературе по нин-дзюцу имеет место совершенно дикая путаница в том, что
означает слово «школа нин-дзюцу». В одной статье автор на двух страницах одним
и тем же словом «школа нин-дзюцу» умудрился обозначить 4 (!) совершенно разных
по сути явления, для обозначения которых в японском языке применяются разные
термины. Отчасти это связано с непониманием сущности предмета обсуждения,
отчасти с чрезвычайной широтой русского «школа».
Итак, русским термином «школа нин-дзюцу» в текстах зачастую
обозначают:
1) единую техническую традицию, обладающую теоретическим обоснованием и
установленным техническим арсеналом, как правило, зафиксированным в специальных
«каталогах» (мокуроку), японский термин – рю (точнее рюха или рюги),
европейский аналог, например, – импрессионистская школа
живописи;
2) место, где проходя
|
|