|
ользуется и сегодня в словах «ниндзя» и
«нин-дзюцу».
Император Тэмму и его верный шпион
Такоя
Вторым японским государственным деятелем, использовавшим шпионов, считается
император Тэмму (673-686), которому служил некий Такоя, вошедший в японскую
историю как «шпион № 2».
Сам Тэмму был человеком незаурядным. Некоторые сообщения источников наводят на
мысль, что он прекрасно разбирался во всех тонкостях шпионажа, пользовался его
методами на практике. В «Нихонги» сообщается, что Тэмму в совершенстве владел
«искусством бегства за щиты» (тонко). А в «Повести о доме Тайра», отстоящей,
впрочем, от эпохи Тэмму на добрые 700 лет,
говорится:
«Императору Тэмму, в бытность его наследным принцем, угрожали мятежники, и он
бежал от них в горы Ёсино, переодевшись в женское платье». Поэтому вполне
естественно, что именно он стал активно использовать шпионов.
Такоя, тайный агент Тэмму, в отличие от Отомо-но Сайдзина, прославился на
поприще диверсионной работы. Это было вполне в духе времени. Ведь даже сам
Тэмму взошел на трон в результате государственного переворота.
Такоя считается уроженцем центральной провинции Ямато. Он довел до совершенства
тактику отвлечения врага при помощи диверсионных акций в его тылу. Пробравшись
посреди ночи во вражескую крепость или лагерь, Такоя чинил там поджоги, вызывал
сумятицу. И пока враги метались в растерянности, главные силы Тэмму могли
незаметно подобраться к вражеским позициям и нанести неожиданный удар.
Сравнивая двух первых японских шпионов – Отомо-но Сайдзина и Такоя, следует
отметить, что в их деяниях воплощены две ипостаси нин-дзюцу –
информационно-разведывательная и диверсионная. Таким образом Отомо-но Сайдзин –
это классический тип тайного агента-информатора, в то время как Такоя – образец
лазутчика-диверсанта.
Глава 2. Ямабуси – горные
воители
***
Широкое распространение в японской и западной литературе по нин-дзюцу получила
версия создания этого искусства горными отшельниками ямабуси, последователями
уникального мистического учения сюгэндо, зародившегося в период Нара (710-784).
Попробуем разобраться, что такое сюгэндо, кто такие ямабуси и какое отношение
они имеют к нин-дзюцу.
Сюгэндо – Путь обретения сверхъестественного
могущества
Слово «сюгэндо» записывается тремя иероглифами. «Сю» (или «осамэру») означает
«овладевать, совершенствоваться, упражняться, изучать». «Гэн» (или «кэн»,
«сируси») – «знамение, очевидное проявление, эффект, чудесное деяние». А «до»
(или «мити») – «путь» (вселенский Закон жизни, главный принцип). В целом,
сюгэндо можно трактовать как «путь обретения сверхъестественных сил и творения
чудесных деяний посредством магической практики».
Под сюгэндо понимается не какая-то оформленная религия, имеющая свою
собственную доктрину, а естественно развившаяся синкретическая форма верований.
Ядром ее послужили древнейшие синтоистские (синто – «путь богов» – японская
национальная религия, в основе которой лежат культ природы и духов предков)
верования. Позже на них наложились представления религиозного мистического
даосизма, эзотерического буддизма, учения о первоначалах вселенной Инь и Ян
(онмёдо).
Особое место в сюгэндо занимают представления о горах как сакральных объектах,
«местах силы». Горы издревле занимали важное место в религиозных представлениях
японцев. Во-первых, они рассматривались как места обитания богов,
распределяющих воду, столь необходимую для ведения сельского хозяйства.
Во-вторых, японцы считали, что в горах обитают души умерших. В-третьих, среди
гор встречаются вулканы, которые воплощают в себе колоссальную энергию. Под
влиянием буддизма у японцев возникло представление о связи вулканов с долинами
ада.
Японцы считали, что религиозная практика в горах позволяет обрести чудесные
магические способности. На этой основе развилось особое учение о магической и
религиозной практике в горах – сюгэндо. Изначальная цель его, как и многих
подобных систем земного шара, – поставить силы природы на службу человеку.
Выражается это в способности исцелять болезни, изгонять злых духов,
предсказывать судьбу, давать долгосрочны
|
|