|
елание навсегда остаться в этих
гостеприимных краях: Цинь Шихуанди ошибок не прощал, и возвращение в Китай без
волшебных плодов было равнозначно самоубийству. Поэтому Сюй Фу принял японское
имя Оюротаюя и при помощи даосской магии стал государем земли Кии.
Как видим, в легенде не сообщается о том, что Сюй Фу передал островитянам
какие-либо методы шпионажа или ведения боевых действий. Не упоминается также,
был ли он вообще с ними знаком. Нет здесь и описаний каких-либо «ниндзеподобных
акций». И все же одного того, что Сюй Фу владел приемами магии оказалось
достаточным, чтобы «по сходству» произвести его в «отцы-прародители» нин-дзюцу.
Известный японский исследователь Окусэ Хэйситиро отмечает также сходство
японского имени Сюй Фу – Оюротаюя – с именем знаменитого шпиона Такоя, о
котором речь пойдет далее. Он высказывает предположение, что в предании о Сюй
Фу как основателе нин-дзюцу соединились два независимых сюжета – легенда о
приезде даоса в Японию и исторический факт шпионской деятельности Такоя.
Отомо-но Сайдзин – первый
ниндзя
К концу VI в. н.э. источники относят деятельность первого профессионального
шпиона в японской истории. Первого «ниндзя» звали Отомо-но Сайдзин (в некоторых
работах он назван, Отомо-но Сайню). Он был жителем провинции Ига (по другим
сведениям – Оми) и потомком уже упоминавшегося Мити-но Оми-но микото по прямой
линии. Служил первый «ниндзя» принцу Сётоку Тайси (гг. жизни – 574-622), одному
из величайших деятелей в истории страны Восходящего солнца.
Чем же конкретно занимался Отомо-но Сайдзин? Во многих книгах по истории
нин-дзюцу говорится, что в 587 г. он по приказу Сётоку Тайси проник в лагерь
мятежника Мононобэ-но Мория и добыл важную информацию о составе вражеских войск,
чем способствовал победе принца. Однако в источниках, повествующих о войне
Сётоку Тайси против Мононобэ-но Мория, например в «Нихонги», об этом ничего не
сообщается. Да и имени Отомо-но Сайдзин там не найти.
Окусэ Хэйситиро приводит иную версию. Он считает, что таланты Сайдзина
проявились не на войне, а во время мира. И был он шпионом не военным, а…
политическим и полицейским.
Источники, рассказывающие о деятельности Сётоку Тайси, постоянно отмечают
замечательную способность принца «разом выслушивать прошения десятерых и решать
их дела, не пропуская ни слова» («Нихон рёики»). С этим замечательным свойством
было связано одно прозвище Сётоку – Тоётомими – «Чуткое ухо», «Ухо, слышащее
далекое». Правда, если рассудить, это прозвище лучше подходит для
шпиона…
Окусэ считает, что «чутким ухом» Сётоку Тайси и был Отомо-но Сайдзин. Он
обладал замечательной памятью, умел подмечать все происшествия и незаметно для
окружающих вызнавать все детали. Имея множество знакомых среди простолюдинов,
он по сути был связующим мостом между широкими народными массами и дворцовой
аристократией, имевшей весьма слабое представление о жизни за стенами дворца.
Собрав информацию о происшествиях: кражах, убийствах, случаях проявления
недовольства государственной политикой – и проанализировав ее, Сайдзин делал
доклад принцу. Если возникало судебное разбирательство по конкретному факту,
Сётоку, зная всю ситуацию в деталях с изнанки, мог запросто принять решение,
поражая окружающих своей проницательностью и всевидением.
Сегодня это может показаться примитивным и наивным, но, по сути, таким образом
был создан прецедент использования шпионов для осуществления контроля за
обществом. Переоценить важность этого шага невозможно. Поэтому сегодня
практически во всех работах по нин-дзюцу Сётоку Тайси называют первым «мастером
пользования» шпионами, а его верного «подручного» Отомо-но Сайдзина – первым
японским ниндзя.
Кстати, сам термин, которым в Японии на протяжении веков называли тайных
агентов, – синоби, как полагают некоторые исследователи, восходит к прозвищу
Отомо-но Сайдзин – Синоби, которым Сётоку Тайси наградил своего верного агента.
В источниках это прозвище записывается тремя иероглифами. Вместе они означают
«самоотверженность и талант наготове». Но возможно, что принц просто подобрал
три китайских иероглифа с нужными чтениями, чтобы записать исконно японское
слово, являющееся производным от глагола «синобу» – «быть невидимым». Позже их
заменил один-единственный иероглиф – «нин/синобу» – «терпеть, выносить, быть
невидимым, скрываться», который ис
|
|